Биография. Священник Давид Григорьев О. Василий Зеньковский Учёный и министр

Биография

Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского - «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII-XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что,

приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского,

в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина , а потом Жуковского , приходит Пушкин , в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Литература

  • Адрес прот. Василию Зеньковскому от профессоров Св. Владимирской Духовной Академии // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1961. - № 61
  • Верховский С. С. Василий Зеньковский // «Новый Журнал». - 1962. - № 70. - С. 271-285
  • Верховский С. С. К восьмидесятилетию отца Василия Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк. - 1961. - № 61
  • Григорьев Д., священник. О. Василий Зеньковский // Русская религиозно-философская мысль ХХ века. Сборник статей. - Питтсбург. - 1975. - С. 231-239
  • Зайцев Б. Ушедшему // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - 1962. - № 66-67. - С. 22-24
  • Зандер Л. А. Отец Василий как общественный деятель // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 24-22
  • Иоанн (Шаховской), архиепископ. 80-летие отца Василия // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5
  • Князев А., протоиерей. Отец Василий Зеньковский // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 15-19
  • Морозов И. В. Отец Василий - друг молодежи // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 27-33
  • Памяти отца Василия Зеньковского / Вступ. Е. Н. Берга. - Париж. - 1984. - 124 С.
  • Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский. Биографический очерк. Текст сочинения. Библиография // Русские философы: Проблемы христианства и культуры в истории духовной критики ХХ века. Биографические очерки. Тексты сочинений. Библиография. / РГБ; Сост. Л. Г. Филонова. - М.: Пашков дом. - 2002. - С. 89-148
  • Ребиндер А. А., протоиерей. Проф. Прот. В. Зеньковский. Апологетика // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1958. - № 51
  • Струве Н. А. Памяти Отца Василия // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 33-35
  • Струве Н. А. Отец Василий Зеньковский. Последние дни // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 5-7
  • Юрьев В. А. протоиерей. Юбилей о. Василия Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5
  • Юрьев В. А., протоиерей. К кончине протоиерея В. Зеньковского // «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». - Париж. - Нью-Йорк. - 1962. - № 66-67. - С. 20-22
  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М.: Русский путь ; Париж: YMCA-Press , 2007. С. 209-211. ISBN 978-5-85887-206-1

Труды

  • Проблема психической причинности. - Киев, 1914. - VIII, 435 с.
  • Психология детства. - Берлин: Русская книга, 1923. - 348 с. - Переизд.: Лейпциг: Сотрудник, 1924. (Текст)
  • Религиозное движение среди русской молодежи за границей. // Путь. - 1925. - № 1. - С. 121-127
  • Delacroix. La religion et la foi и др. книги. // Путь. - 1926. - № 2. - С. 149-152
  • Автономия и теономия. // Путь. - 1926. - № 3. - С. 46-64
  • Русские мыслители и Европа Париж, Ymca-press. - 1926. - 291 c.
  • Свобода и соборность. // Путь. - 1927. - № 7. - С. 3-22
  • Факты и наблюдения (психология современной молодежи). // Путь. - 1927. - № 8. - С. 73-88
  • Дар свободы. Париж, 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • Съезд в Афинах. // Путь. - 1930. - № 22. - С. 116-125
  • Преодаление платонизма и проблема софийной твари. // Путь. - 1930. - № 24. - С. 3-40
  • Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge. // Путь. - 1931. - № 28. - С. 102-104
  • Hoyle. The teaching of Karl Barth. // Путь. - 1931. - № 26. - С. 127-129
  • Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века. // Путь. - 1931. - № 28. - С. 101-102
  • H.О. Лосский: Ценность и бытие. Y.M.С.A. Prеss 1931. // Путь. - 1931. - № 30. - С. 110-111
  • Heiler. Im Ringer um die Kirche. // Путь. - 1931. - № 31. - С. 89-91
  • О значении воображения в духовной жизни. // Путь. - 1932. - № 32. - С. 90-102
  • Типы мировоззрений Н. О. Лосского. // Путь. - 1932. - № 32. - С. 107-109
  • Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо? // Путь. - 1932. - № 33. - С. 76-77
  • Maritain. Le songe de Descartes 1932. // Путь. - 1932. - № 34. - С. 71-72
  • Facing a World Crisis (Report of World Committee of YMCA. 1932) // Путь. - 1932. - № 34. - С. 72-73
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. // Путь. - 1933. - № 37. - С. 36-60
  • E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch. // Путь. - 1934. - № 38. - С. 81-82
  • Кризис протестантизма в Германии. // Путь. - 1934. - № 42. - С. 56-67
  • Basil Mathews John R. Mott. World citizen. // Путь. - 1934. - № 43. - С. 82-83
  • Oecumenica. // Путь. - 1934. - № 44. - С. 75
  • Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
  • Памяти проф. Г. И. Челпанова. // Путь. - 1936. - № 50. - С. 53-56
  • Irenikon. // Путь. - 1937. - № 53. - С. 85-86
  • Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen. // Путь. - 1937. - № 54. - С. 76-77
  • Зло в человеке. // Путь. - 1938. - № 56. - С. 19-36
  • Вера и знание. // Православие в жизни. - 1953. - С. 27-53
  • Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
  • Наша эпоха. Париж, 1955.
  • На пороге зрелости. Париж, 1955.
  • Апологетика . Париж, 1957.
  • Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
  • Н. В. Гоголь. Париж, 1961.
  • Основы христианской философии . Франкфурт, 1961-1964. Т. 1-2.
  • Е. В. Спекторский // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С. 317-321
  • История русской философии. Париж, YMCA-PRESS, 1948. - 469 с.

Источники

  • Зеньковский В. В. Собрание сочинений. - Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957)

О. Василий отказался от всякого общественного празднования своего восьмидесятилетия и пятидесятилетия научной деятельности, согласившись лишь отметить эти даты в небольшом семейном кругу Движения и прихода.

О. Василий был крупным русским ученым и выдающимся представителем православной мысли. Перейдя от естественных наук к философии, психологии и педагогике, он посвятил себя заграницей созданию христианской науки о человеке – христианской антропологии, очень мало развитой до него. Во взглядах и построениях о. Василия особенно надо подчеркнуть его глубокое убеждение в свободе человека. «Если человек зависит от природы, от социальной среды, то все же бесспорным является в нем акт свободы», писал о. Василий в очерке о своей философской системе» . Но свобода осуществляется в положительном творчестве, если она сочетается с благодатное помощью «свыше». Без этого сочетания свобода часто ведет человека во власть разрушительной силы зла, что так убедительно показал Ф.М. Достоевский. Эта мысль вытекает из библейского учения о падении человека. О. Василий пишет:

«Только используя богословское понятие «первородного греха», мы можем понять одновременно наличие свободы в человеке и ограниченность ее. Раз, будучи принятым, понятие первородного греха неизбежно привело меня к пересмотру основных начал метафизики, а затем гносеологии. Без понятия первородного греха нельзя понять раздвоение познавательной силы в человеке (раздвоение разума и сердца). Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: «опыт христианской философии» .

Отвергая принцип «автономии» разума и исходя из христианского учения, что истина открыта не индивидуальному разуму, а разуму церковному, о. Василий говорит, что метафизическую опору познания надо искать в Церкви. По христианскому учению, Христос – глава Церкви. «Мы приходим к христоцентрическому пониманию знания, т.е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познавательные процессы, исходит от Христа (согласно формуле в Евангелии от Иоанна гл. I о Христе, как свете, который просвещает всякого человека, грядущего в мир)» .

Разойдясь с неоплатоническим аспектом построений Вл. Соловьева и отвергнув присущие ему пантеистические элементы, о. Василий основывает свою метафизику на учении о тварности бытия, не отвергая при этом возможности свободной эволюции земли. И здесь, в метафизике бытия о. Василий базируется на понятии первородного греха в соответствии с космологией ап. Павла (Рим., гл. 8, ст. 19–23). «Учение о поврежденности природы впервые разъясняет страшную силу «случайности» в природе, как расстройства первоначальной ее гармонии» .

Первородный грех и прямой результат его смерть ярче всего проявления в метафизической судьбе человека. Христианское учение исходит из веры в воскресение людей в Царстве Божием, в восстановление единства тела, души и духа, нарушаемого, но не разрушаемого . О. Василий говорит, что цельность человека восстанавливается в силу внутреннего закона, или «своего креста», который по учению Господа должен нести каждый человек, и который «обеспечивает несравнимость и своеобразие каждой личности». О. Василий пишет:

«Отсюда понятна центральность в человеке его моральной жизни; освобождение всего состава человека есть вместе, с тем наша подготовка к торжеству вечной жизни в человеке. Все педагогические усилия, какие вообще осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний» .

Вот именно делу воспитания детей, юношества и молодежи посвятил себя о. Василий и на эту тему написал ряд книг. В 1923 году вышла его книга «Психология детства», в следующем году переведенная на сербский язык, а в 1925 году на польский. В 1929 году вышла его книга посвященная юношеству «На пороге зрелости», а в 1934 году книга «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». С 1927 года о. Василий редактировал «Религиозно-педагогический бюллетень», посвященный вопросам христианской педагогики.

О. Василий глубоко переживал разрыв между религией и культурой. Конечно, особый интерес к этой теме характерен почти для всех представителей русской религиозной мысли, начиная от ранних славянофилов, но о. Василий буквально жил идеей воссоздания православной культуры, идеей преображения и оцерковления жизни. Отдавая себя работе Студенческого Христианского Движения, и, как его председатель и, как его духовник, о. Василий стремился к тому, чтобы в среде этого движения создавались кадры новой русской интеллигенции преодолевшей идеи культурной автономии и секуляризма своих отцов и дедов и органически воспринявшей цельное православно-христианское мировоззрение. Этими чаяниями о. Василий обусловлен его специальный интерес к Гоголю, в творчестве и жизни которого он видел мучительную попытку преодоления раздвоенности сознания человека и общества. В своей книге о Гоголе, о. Василий писал:

«…гениальность Гоголя оказалась больше в смелости, чем в законченных формах, чем «свершении» того, чего искала душа Гоголя. Отчего? Конечно, главная причина этого лежала в самой эпохе – в страшном и роковом наследии секуляризма, который раздвинул Церковь и культуру, религиозную сферу и реальную жизнь. Этим разделением болели многие у нас, но только у Гоголя мы видим первые начатки того, что можно назвать идеей «православной культуры», т.е. перестройки всей жизни в духе Православия. Для Гоголя это не было делом конфессионального превознесения Православия, а было делом правды Христовой, дух которой сохранился в полноте именно в Православии. Гоголь с исключительной напряженностью стремился к тому, чтобы воссоединить с все формы культурного творчества; этой идеей он жил, ею вдохновлялся. Он не сумел построить цельное миросозерцание, охватывающее все темы жизни, все проблемы истории, но он с исключительной глубиной чувствовал всю основоположность самой темы о возврате культуры к Церкви. Гоголя по справедливости надо считать «пророком православной культуры» .

Из приведенной цитаты видно насколько о. Василий сам вдохновлялся идеей воссоединения Церкви и культуры. Эта же мысль занимает центральное место в его книге «Русские мыслители и Европа», изданной в Париже в 1926 году и вторично в 1955 году, и в этюде «Наша эпоха», Париж, 1952 год. Внимательно исследуя развитие современной интеллектуальной жизни Европы и ее исторической обусловленности о. Василий отмечает психологию недоверия и даже враждебности к создававшуюся вокруг научного творчества. Однако он далек от навязывания своей точки зрения инакомыслящим. Он всегда верен принципу свободы человека. Он признает законность двух путей в знании – знания исходящего из веры в Бога и знания независимого от веры: «…требуя свободы для христианского построения миропонимания», – пишет о. Василий, – «мы защищаем свободу и для той научной мысли, которая развивается вне христианства» .

Капитальный труд о. Василий «История русской философии», изданный в Париже на русском языке в 1948–1950 годах, в двух томах, вмещающих 950 страниц убористого текста, переведенный затем на французский и английский языки, стал обязательным пособием для каждого серьезно и объективно изучающего русскую интеллектуальную и духовную жизнь. Стремясь к непредубежденному освещению всех течений мысли о. Василий не отказывается и от своей собственной оценки взглядов отдельных мыслителей, исходя из убеждения, что «ключ к диалектике русской философской мысли» в проблеме секуляризма. О. Василий определяет в европейской философии три основных темы – о личности, о свободе и о социальном устройстве, уходящих своими корнями в христианское учение, но, как правило, рассматриваемых вне его, в соответствии с характерной для Запада идеей полного размежевания разума и веры. В православном понимании природы и человека, о. Василий верит, открывается путь к преодолению этой раздвоенности .

В последние годы своей жизни о. Василий работал над философской трилогии «Основы Христианской философии», в которой должны были быть подытожены его опыты построения своей системы. Вышли два тома, «Христианское учение о познании» и « Христианское учение о мире». Третий том, посвященный вопросам христианской антропологии, так и не вышел.

Надо надеяться, что труды о. Василия, упомянутые и неупомянутые в этом кратком очерке, а также его многочисленные статьи, опубликованные в разных журналах и сборниках эмиграции, а равно и в иностранных изданиях, когда-либо будут собраны в одно цельное собрание сочинений. Это было бы достойным памятником выдающемуся представителю русской религиозной мысли нашего времени, человеку в котором так гармонически сочетались дело, слово и творчество.

«В Страстную субботу, после утомительнешей службы Великого Пятка, перед длинной предпасхальной вечерней и литургией, – как рассказывает один из его прихожан, – отец Василий находил еще время и силы объезжать со Святыми Дарами своих больных духовных детей… в то памятное утро он успел уже побывать на другом конце города и еще спешил куда-то. Ему было тогда 77 лет, и он прекрасно знал, что эти посещения больных через весь Париж могут его лишить возможности участвовать в субботней литургии, которую он так любил (в последний год своей жизни, совсем уже больной, он все же побывал в церкви, в это утро), или в пасхальной заутрене. Но отец Василий себя никогда не жалел ради других. Он действительно душу свою полагал за други своя .

Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии, а также педагогики Зеньковский будет заниматься в течение всей жизни. Вскоре после окончания университета он стал директором киевского Института дошкольного воспитания. В 1913–1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 защитил докторскую диссертацию Проблема психической причинности. В 1916 Зеньковский стал профессором Киевского университета. С 1910 он был председателем киевского Общества по изучению религии и философии.

Существенную роль в судьбе и духовной эволюции Зеньковского сыграло его знакомство с С.Н.Булгаковым, под влиянием которого он обратился к творчеству Гоголя. (В своей Истории русской философии он назовет Гоголя «пророком православной культуры».) В 1918 Зеньковский занимал пост министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. В 1920 эмигрировал в Югославию. В 1920–1923 был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте. В 1923 в Берлине вышла его книга Психология детства. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской православной студенческой молодежи и была создана общественная организация «Русское студенческое христианское движение». Председателем РСХД на протяжении многих лет был Зеньковский. С 1927 он жил в Париже и возглавлял кафедру философии Православного богословского института, а в 1944, после смерти С.Н.Булгакова, стал его деканом. В 1942 Зеньковский был рукоположен в сан священника.

Основные философские, богословские и педагогические идеи Зеньковского нашли отражение в его книгах: Русские мыслители и Европа (1926), На пороге зрелости (1929), Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934), История русской философии (1948–1950), Апологетика (1959), Н.В.Гоголь (1961), Основы христианской философии (1961–1964).

Особенно важную роль сыграл Зеньковский как историк русской философии. Основой для книги История русской философии послужил курс лекций, который Зеньковский читал в Богословском институте. Русская философия предстает в книге Зеньковского как уникальный национальный опыт создания христианской философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию. В каждом из этих разделов мыслитель стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека.

(1881-1962) — представитель “православного” модернизма, идеолог .

Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.

Профессор Украинского народного университета.

Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.

Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.

Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.

Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется .

Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью .

В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.

Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с , где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания выделил на 8000 ам. долларов.

Член редакционного комитета .

Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).

Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного .

Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:

В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.

Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь .

В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).

В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.

О нем

Основные труды

Психология детства (1924)

Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)

Русские мыслители и Европа (1926)

Свобода и соборность (1927)

Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)

Дар свободы (1928)

О чуде (1928)

Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)

О так называемом «Экуменическом вопросе» (1930)

О значении воображения в духовной жизни (1932)

Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)

Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике «Христианское воссоединение»

Oecumenica (1934)

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)

Зло в человеке (1938)

История русской философии (1948)

Вера и знание (1953)

Наша эпоха (1955)

На пороге зрелости (1955)

Апологетика (1957)

Н. В. Гоголь (1961)

Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)

Источники

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368

Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973

прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995

Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000

ЗЕНЬКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1881–1962), русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии, а также педагогики Зеньковский будет заниматься в течение всей жизни. Вскоре после окончания университета он стал директором киевского Института дошкольного воспитания. В 1913–1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 защитил докторскую диссертацию Проблема психической причинности . В 1916 Зеньковский стал профессором Киевского университета. С 1910 он был председателем киевского Общества по изучению религии и философии.

Существенную роль в судьбе и духовной эволюции Зеньковского сыграло его знакомство с С.Н.Булгаковым , под влиянием которого он обратился к творчеству Гоголя. (В своей Истории русской философии он назовет Гоголя «пророком православной культуры».) В 1918 Зеньковский занимал пост министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. В 1920 эмигрировал в Югославию. В 1920–1923 был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте. В 1923 в Берлине вышла его книга Психология детства . В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской православной студенческой молодежи и была создана общественная организация «Русское студенческое христианское движение». Председателем РСХД на протяжении многих лет был Зеньковский. С 1927 он жил в Париже и возглавлял кафедру философии Православного богословского института, а в 1944, после смерти С.Н.Булгакова, стал его деканом. В 1942 Зеньковский был рукоположен в сан священника.

Основные философские, богословские и педагогические идеи Зеньковского нашли отражение в его книгах: Русские мыслители и Европа (1926), На пороге зрелости (1929), Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934), История русской философии (1948–1950), Апологетика (1959), Н.В.Гоголь (1961), Основы христианской философии (1961–1964).

Особенно важную роль сыграл Зеньковский как историк русской философии. Основой для книги История русской философии послужил курс лекций, который Зеньковский читал в Богословском институте. Русская философия предстает в книге Зеньковского как уникальный национальный опыт создания христианской философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию. В каждом из этих разделов мыслитель стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека.