Александр свинин что сделает для удмуртии. Бречалов «подгребет» активы Удмуртии? Всегда ли удается помочь обращающимся

Первый вице-премьер правительства Удмуртии в интервью «Реальному времени» о потерянном пороховом заводе, майнинге биткоина и умении правильно считать экономику

2019 год для экономического блока правительства Удмуртии - это год ожиданий и надежд, что уже предпринятые действия дадут результат. В пессимистичный прогноз социально-экономического развития хотят заложить более амбициозные целевые показатели, ждут решения по дополнительным финансам от федерального бюджета на поддержку МСБ, новых резидентов в ТОСЭР и запуска проектов с применением блокчейн-технологий. Первый заместитель председателя правительства Удмуртии Александр Свинин в эксклюзивном интервью «Реальному времени» рассказал о публичных обещаниях, премудростях статистики и бренде республики.

«Не надо думать, что мы хотим что-то приписать или поиграться с цифрами статистики, чтобы они лучше звучали для прессы»

- Александр Александрович, пару недель назад на заседании правительства вы высказали замечание по поводу проекта прогноза социально-экономического развития Удмуртии на ближайшие три года. Целевые показатели очень низкие, что вроде как не отражает ведущейся сейчас работы по привлечению инвестиций. И тогда же вы предложили создать рабочую группу по выработке мер, чтобы были конкретные позитивные изменения в экономике. Есть ли уже какие-то предложения?

В каждом прогнозе есть показатель базовый, который мы прогнозируем, если ничего дополнительно не случится. И мы ставим себе показатель целевой, т.е. тот, на который мы хотели бы выйти, если мы предпримем определенные действия. Мое замечание касалось того, что мы себе целевые показатели ставим примерно такие же, как базовые. Если мы работаем и что-то предпринимаем, то целевой показатель должен быть выше. Этот результат нужно облекать в конкретные экономические параметры.

Как пример, мы работаем с Фондом развития промышленности, и в этом году у нас в 2 раза увеличились цифры, которые мы привлекли в экономику, по сравнению с 2017 годом. Тогда было 136 млн рублей, а сейчас уже 377 млн. До конца года мы надеемся, что будет 700-800 млн рублей. Целевой показатель для Минпрома УР был миллиард. Получается, чуть-чуть Минпром не дотянет: увеличит не в восемь раз объем средств от ФРП, а в шесть. В Минпроме знают, что на следующий год целевой показатель будет уже не миллиард, а 1,5 миллиарда. Соответственно, как эти 1,5 млрд рублей привлеченных кредитов повлияют на экономику республики в разрезе трех лет? Это более дешевый кредит, быстрый выход на прибыльность, снижение себестоимости продукции, более быстрый запуск того или иного проекта. Если мы выполним показатель привлечения средств ФРП по льготным кредитам, то на третий год мы получим больше поступления налога на прибыль, больший объем НДФЛ. Все это в прогнозе мы должны учитывать.

«Мы внутри правительства запустили систему постоянного мониторинга того, как у нас действия правительства влияют на налоговую базу, на количество субъектов малого и среднего бизнеса, на новое промышленное производство». Фото udmurt.ru

У нас таких мер, инструментария достаточно много. Мы внутри правительства запустили систему постоянного мониторинга того, как у нас действия правительства влияют на налоговую базу, на количество субъектов малого и среднего бизнеса, на новое промышленное производство. Полтора месяца мы себя по этой шкале оцениваем, и по ней все эти показатели видны, но почему-то в прогнозе СЭР мы этого делать не хотим.

Возможно, есть опасения, а вдруг не получится достичь показателей, документ ведь публичный. Если не получится, надо будет честно признаться, здесь мы сработать не смогли.

Михаил Хомич (постпред главы Удмуртии при президенте РФ, - прим. ред. ) очень любит такие вещи, как публичные обещания. Когда 3 или 4 года назад я с ним начинал бегать, я дал публичное обещание, что пробегу полумарафон. И это очень сильно мотивирует, чтобы вы этот полумарафон пробежали, потому что ты отвечаешь за свои слова.

С прогнозом примерно то же самое. Давайте публично пообещаем, что мы эти действия будем выполнять. У нас есть с вами базовые показатели, мы из них будем рассчитывать бюджет, а все что будет сверх, наши сверхусилия соответственно будут давать допдоходы в бюджет. И население будет понимать, что правительство работает.

Не надо думать, что мы хотим что-то приписать или поиграться с цифрами статистики, чтобы они лучше звучали для прессы, как некоторые это трактуют. Нет, если ты что-то не можешь посчитать, ты этим не управляешь. Вот я хочу считать все и понимать, как я этими показателями буду управлять и как это выразится в реальных цифрах дохода бюджета. Тогда мне понятно, зачем я здесь нахожусь, зачем есть Минэкономики, Минпром, Минсельхоз и т. д.

У нас сейчас эта группа уже работает, и я думаю, что мы в первом квартале 2019 года выйдем с корректировками в прогноз социально-экономического развития, именно в части целевых показателей, т. е. то, куда мы будем стремиться эти три года.

Есть еще второй момент, что мы не учитываем в прогнозе национальные цели, которые определены президентом России. Там 55 федеральных проектов, которые будут реализовываться до 2024 года. Это направление мы также добавим в прогноз.

«Первое - это поддержка наших крупных предприятий, дозагрузка их мощностей, новые проекты с нашими оборонными предприятиями, в первую очередь это выпуск гражданской продукции. Здесь у нас работают инструменты Фонда развития промышленности». Фото udmurt.ru

И все-таки по каким направлениям будет работать правительство в следующем году, чтобы экономическая ситуация в Удмуртии менялась?

Эти треки уже определены достаточно давно, мы по ним работаем. Первое - это поддержка наших крупных предприятий, дозагрузка их мощностей, новые проекты с нашими оборонными предприятиями, в первую очередь это выпуск гражданской продукции. Здесь у нас работают инструменты Фонда развития промышленности, очень приветствуем мы национальный проект по международной кооперации и экспорту и надеемся, что наши предприятия войдут в этот проект. То же самое могу сказать по поводу нацпроекта по повышению производительности труда. Это добавится к тому, что мы сейчас уже делаем.

Второе направление - это малый и средний бизнес. Мы в следующем году на порядок увеличим объем привлеченных средств из РФ на развитие малого и среднего бизнеса, и Удмуртия войдет в топ-5 регионов ПФО по суммам. Это большая работа и министерства экономики УР, и Михаила Викторовича Хомича по лоббированию наших интересов в Минэкономики РФ. Ждем итоговых цифр бюджета, когда там будет уже внушительная сумма по сравнению с 2017 годом.

Соответственно третий наш трек - это некие новые направления экономики, которые мы поддерживаем, - IT, связь, и мы уверены, что здесь у Удмуртии тоже будут достаточно хорошие новые проекты в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

«Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция»

Год назад было много шума по поводу майнинга и блокчейна. В Удмуртии предлагали создать центр майнинга, сделать нас пилотным регионом. Сейчас тишина.

Во всем мире эта история работает. Будет центр майнинга или не будет - мы сразу говорили, что это интерес частных компаний. Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция. У нас будет, как мы и обещали, ряд проектов в области управления, основанных на технологии блокчейна. Самый быстрый - это проект по техприсоединению наших предприятий к электросетям. Мы этот пилотный проект сейчас разрабатываем с крупными федеральными игроками и надеемся, что в следующем году он в Удмуртии уже запустится.

Второй такой же проект - это постановка земель на кадастровый учет. Наши коллеги в ряде регионов подобные проекты уже внедрили. Мы, соответственно, перенимаем их опыт.

Сама технология блокчейна будет точно внедрена там, где мы на это можем влиять. Если захотят в частной компании ее реализовать, мы готовы эту историю поддерживать. Кроме того, вы знаете, что мы подали в Минэкономики РФ изменения, чтобы нам добавили ОКВЭДы по территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Сарапул». Надеемся, что до конца года все-таки примут положительное решение, это позволит предоставлять в рамках ТОСЭР льготы для деятельности в области IT.

«Будет центр майнинга или не будет - мы сразу говорили, что это интерес частных компаний. Правительство само майнить не может, и, наверное, это не совсем наша функция. У нас будет, как мы и обещали, ряд проектов в области управления, основанных на технологии блокчейна». Фото pixabay.com

- Как раз по поводу ТОСЭР в Сарапуле следующий вопрос. Удовлетворены ли вы ее работой?

Нет. Опять же давайте возьмем базовый показатель, по которому мы обязаны в соответствии с соглашением с правительством России привлечь в этом году семь резидентов. Этот показатель мы выполнили, но нам всегда хочется превышать базовые показатели, поэтому целевой показатель, который был определен внутри правительства, не выполнен. Точно есть еще куда расти. Опять же то, что нам добавят, я надеюсь, новые ОКВЭДы, будет способствовать тому, что в следующем году базовый показатель и 2018, и 2019 года, мы значительно превысим.

Работа идет, и я очень доволен, кстати, работой коллег из муниципалитета. Они у нас очень активны, и Александр Александрович Ессен (глава Сарапула, - прим. ред. ) действительно часто положительно удивляет, потому что появляются компании, которые приходят не благодаря деятельности правительства или управляющей компании, которой здесь является Корпорация развития УР, а напрямую от муниципалитета. Мы это приветствуем, очень рады, что такой опыт есть. Это сигнал всем другим муниципальным образованиям. Сарапул может привлекать инвесторов сам без участия правительства и доводить проект до конца. Завод по производству респираторов, который стал резидентом ТОСЭР, - это полностью заслуга самого муниципального образования.

«Мы надеемся, что в 2019 году в Камбарке начнется достаточно активная работа»

- Продолжая тему муниципалитетов. В Камбарке и Кизнере работали объекты по уничтожению химического оружия. Химическое оружие уничтожили, и стоит вопрос по перепрофилированию этих предприятий. Много было разных предложений, разговоров, но пока никакой конкретики. Как известно, пороховой завод мы не получили. Что же в итоге будет на этих объектах?

В следующем году мы немного сместим фокус работы экономического блока правительства - будем акцентированную работу вести с нашими муниципальными образованиями, потому что половина экономики республики - это наши муниципалитеты. Те точки роста, о которых мы заявили год назад на презентации карты инвестиционных возможностей, мы не до конца используем.

Надо помочь коллегам из муниципалитетов, усилить их нашей командой, вместе такую работу вести, и не только в области повышения их экономического потенциала, т.е. привлечения новых предпринимателей, это и помощь тому бизнесу, который уже есть. Нужно посмотреть, что в части законодательства мы можем для них сделать. Мы сейчас активно готовим поправки в законопроект по оценке имущества по кадастровой стоимости. Там абсолютно точно будут послабления для муниципальных районов, и мы надеемся, что коллеги в Госсовете нас в этом поддержат. Малый бизнес на территориях облагать тем же налогом, что и в Ижевске, абсолютно точно нельзя. Это совсем разные экономики.

«Если мы понимаем, что у нас в Камбарке и Кизнере есть сегодня такие объекты, которые могут быть использованы под некие новые масштабные федеральные проекты, соответственно это будет специфика данных территорий». Фото udmurt.ru

И то же самое касается Камбарки и Кизнера, потому что мы точно определим для себя ряд территорий с разным экономическим потенциалом и будем пытаться использовать некую их специфику. Если у нас есть в Кезском районе сырзавод, надо структурировать там экономику так, чтобы именно эта отрасль развивалась в Кезском районе. Если мы понимаем, что у нас в Камбарке и Кизнере есть сегодня такие объекты, которые могут быть использованы под некие новые масштабные федеральные проекты, соответственно это будет специфика данных территорий.

Объекты в Камбарке и Кизнере находятся в собственности Министерства промышленности и торговли РФ. Мы не можем ими распоряжаться свободно и придумывать какие-то проекты и сами их там локализовывать.

Пороховой завод - это же не решение правительства УР. Это решение правительства РФ. Я видел эту экономику, расчет локализации у нас и локализации в Тульской области, где в итоге этот завод будет. Конечно, для федерации выгоднее это делать там. Зачем создавать еще одного конкурента, если сегодня можно объединить эти объекты и больший эффект получить для экономики страны.

Но это не значит, что мы должны сидеть и ждать, когда же к нам приедет Денис Валентинович (Мантуров - министр промышленности РФ, - прим. ред. ) и поможет на этих объектах что-то хорошее сделать. Конечно, мы такую работу ведем. Могу сказать точно, что переговоры по Камбарке находятся уже в стадии, когда подписано предварительное соглашение между правительством и потенциальным инвестором - это одно из дочерних обществ Росатома. Соответственно мы надеемся, что в 2019 году там начнется достаточно активная работа. Пока соглашение не подписано публично, называть какие-то его параметры будет неправильно.

По Кизнеру главой республики подписана отдельная дорожная карта, и почему-то мало говорят, что Минпром УР и муниципалитет ведут активную работу по этой дорожной карте. Она заключается в том, чтобы обеспечить рабочими местами тех людей, которые высвобождаются. Мы надеемся, что все они рабочие места получат и внутри района вне зависимости от того, будет там локализован какой-то новый проект или нет. В Минпроме РФ я бываю, наверное, раз в две недели и могу сказать абсолютно точно: коллеги этим объектом занимаются. Я думаю, что на какое-то решение в 2019 году по Кизнеру мы должны совместно с ними выйти.

«Там теперь новая компания, называется «Буммаш». Есть решение совета директоров о том, что «Буммаш» будет арендовать все имущество предприятия, которое находится в процедуре банкротства». Фото izhmetmash.ru

«Уже первый производственный персонал начал приниматься на «Буммаш»

- Недавно было объявлено о том, что удалось договориться с «Татнефтью» о сохранении производства на их дочернем предприятии «Ижметмаш», проходящего процедуру банкротства. На его месте уже появилась новая компания. Как там сейчас развиваются события?

Все хорошо. Там теперь новая компания, называется «Буммаш». Есть решение совета директоров о том, что «Буммаш» будет арендовать все имущество предприятия, которое находится в процедуре банкротства. Более того, уже первый производственный персонал начал приниматься на «Буммаш». Соответственно, как только там запустят полноценное производство, мы вас всех пригласим и покажем, что это не просто было наше заявление в прессе. Но то, что люди уже начали получать рабочие места в компании «Буммаш», - это уже «медицинский факт».

Скоро будет год со дня создания Корпорации развития Удмуртской Республики. Деятельность ее пока кажется не сильно заметной. Как вы оцениваете эффективность ее работы, и стала ли она на самом деле единым окном для инвесторов?

Наверное, пока рано говорить о том, стала она эффективной или нет, потому что действительно еще маленький срок прошел. Что точно улучшилось - действительно единое окно для бизнеса у нас появилось, и это предприниматели понимают. Это единое окно еще сильнее будет встраиваться и структурироваться в 2019 году, потому что объединится с окнами для бизнеса в МФЦ. У нас появится центр «Мой бизнес» в офисе Сбербанка, такие офисы откроются в муниципальных образованиях.

Корпорация развития будет управляющей компанией для нашей микрофинансовой организации Удмуртский фонд развития предпринимательства, для гарантийного фонда и для сети бизнес-инкубаторов.

Сегодня Корпорация, по поручению правительства, выполняет достаточно большой объем работы для нас как основного заказчика. Например, это повышение эффективности работы наших госпредприятий, т. е. те успехи, что сегодня делают «Аптеки Удмуртии», «Удмуртлес», гостиница «Юбилейная», «Удмуртохота» и даже муниципальные предприятия, например «Ижгорэлектротранс», - это все делает Корпорация развития и ее аналитики. Эффект в общем-то налицо, он в цифрах. «Удмуртлес» был практически банкротом, а сегодня это предприятие, которое впервые налог на прибыль заплатит. «Аптеки Удмуртии» в прошлом году были предбанкротным предприятием, которое никто кредитовать не хотел, сейчас у его директора очередь стоит из банков, которые готовы прокредитовать, а значит, банки оценивают состояние предприятия как стабильное. Я больше скажу: «Аптеки Удмуртии» в соседние регионы выходят, они захватывают рынки Пермского края.

«Сегодня Корпорация по поручению правительства выполняет достаточно большой объем работы для нас как основного заказчика. Например, это повышение эффективности работы наших госпредприятий, т.е. те успехи, что сегодня делают «Аптеки Удмуртии», «Удмуртлес», гостиница «Юбилейная», «Удмуртохота» и даже муниципальные предприятия, например «Ижгорэлектротранс». Фото udmurt.ru

Уже разработана инвестиционная программа для «Ижгорэлектротранс». Корпорация работает с муниципальными предприятиями в предбанкротном состоянии, чтобы также перезагрузить их и сделать эффективными. Этой работы не видно на поверхности, но она большая и важная.

В области работы с внешними инвесторами мы презентовали на последнем совете по развитию предпринимательства у главы республики ряд проектов. Это компания, связанная с автобусными перевозками, компания «Железно» - новый застройщик, также один из резидентов ТОСЭР, который будет строить завод в следующем году.

Конечно, этого мало, но дайте чуть больше времени. Сейчас пришел новый руководитель, он еще лучше понимает местную специфику бизнеса и сам из предпринимательского сообщества. Результаты здесь мы, наверное, должны показать в 2019 году.

Успехи есть и у дочернего предприятия Корпорации - торгового дома «Сделано в Удмуртии». Они сделали первый контракт с Ижевским механическим заводом на поставку искусственных клапанов сердца. Запустили проект с «Почта.маркет» - там в пилотной версии сразу три наших предприятия участвуют, а в декабре это будет уже доступно для всех.

Подводя итог, скажу, что работу экономического блока правительства отделять от работы Корпорации развития уже нельзя.

«Точно на 5% у нас промышленность республики не падает»

От хорошего к показателям не очень. Индекс промышленного производства в Удмуртии, по данным Удмуртстата, в этом году в минусе. По данным за 10 месяцев, падение составило 1,3%, а до этого фиксировались цифры в 5-7%. Отрицательные показатели наблюдались в трех регионах ПФО. Почему так происходит и кто нас тянет вниз? И ведь в прогнозе социально-экономического развития на следующий год тоже ожидается падение.

Структура экономики разная во всех субъектах. У нас все-таки это оборонно-промышленный комплекс. Еще индекс падает у Ульяновской области, где тоже эта отрасль достаточно сильно зависит от гособоронзаказа. Гособоронзаказ не всегда можно выполнить за один год, и отгрузка продукции у того же ИЭМЗ «Купол» может происходить не после трех месяцев, а за почти два года производства, поэтому надо смотреть все-таки в некой перспективе.

Второй момент - это методика расчета. Нам Росстат досчитал этот показатель за 2017 год, и он стал больше 100%, а до этого был же меньше. Кто-то говорил, вот 2017 год - это первый год, когда индекс промпроизводства упал, это Свинин развалил промышленность Удмуртии. Нет, вопрос досчета.

«Отрасль достаточно сильно зависит от гособоронзаказа. Гособоронзаказ не всегда можно выполнить за один год, и отгрузка продукции у того же ИЭМЗ «Купол» может происходить не после трех месяцев, а за почти два года производства, поэтому надо смотреть все-таки в некой перспективе». Фото udmurt.ru

Если вы посмотрите ту же методику Росстата, то показатели всего малого и среднего бизнеса впоследствии досчитываются. На крупных предприятиях запрашивается статистика. Таким образом, цифры ставятся просто исходя из динамики прошлых лет, не собирая статистику с малого и среднего бизнеса, в том числе производственного.

Третье. Давайте все-таки мерить по показателям объема отгрузки. Он у нас растет ежегодно и растет не на уровне инфляции (рост по итогам 10 месяцев составил 16,2%, - прим. ред. ). Объем отгруженных товаров - это прямой показатель, сколько наши предприятия продали. Если продали на 10 или 13 процентов больше, соответственно они произвели больше. Они же не могут продать то, чего нет. Либо они начали продавать товар с большей добавленной стоимостью, что тоже, в общем-то, неплохо.

И четвертое. Никто не говорит, что этим не надо заниматься. Мы с коллегами достаточно хорошо разобрали этот индекс, посмотрели, что на него действительно сегодня влияет. Опять же вопрос к прогнозу: если мы понимаем, что у нас гособоронзаказ будет падать, значит этим предприятиям нужно в первую очередь уделить внимание. Если мы понимаем, что некоторые отрасли промышленности проседают, надо понять, может, мы здесь стали менее конкурентоспособными.

Мы над индексом будем работать, но я уверяю вас, что после досчета по 2018 году он будет более позитивен, чем сейчас. Точно на 5% у нас промышленность республики не падает.

Сейчас обсуждается возможность повышения транспортного налога и отмены льгот по нему, а также налогу на имущество организаций. Как это отразится на привлекательности Удмуртии для бизнеса и не ухудшит ли это положение наших предпринимателей?

На самом деле для предпринимателя налоговые преференции в том или ином субъекте РФ не являются решающим фактором, где ему свое производство локализовывать. Все равно примерно все платят одинаково.

Касательно налоговой политики в республике мы, конечно, смотрим на то, чтобы меры, которые мы вводим, не ухудшали положение действующего бизнеса и не ставили нас как субъект РФ в неконкурентное положение по сравнению с другими регионами, в том числе соседними. Наши проекты изменений по налоговым ставкам ситуацию не ухудшают. Мы говорим об отмене льгот для бизнеса невостребованных либо неэффективных. Льгота дается для того, чтобы стимулировать предпринимательскую деятельность, чтобы потом быстрее и больше получать доходов в бюджет, но если льгота этому принципу не отвечает, значит это не льгота, а благотворительность. Ею ни в одном субъекте РФ не занимаются. Просто раньше эта работа у нас не велась, а сейчас ведется.

«Транспортный налог в Удмуртии действительно один из самых низких в ПФО, но дорожный фонд у всех одинаково формируется - из транспортного налога. Машина ездит, что по Пермскому краю, что по Ижевску, с одинаковой нагрузкой на ось и одинаково портит дорожное полотно». Фото udmurt.ru

Мы готовы давать новые льготы, новые меры поддержки, финансовые инструменты, только покажите, как это потом окупится для бюджета, пусть в перспективе пяти лет. Мы такие льготы с удовольствием введем. Но нечасто нам, к сожалению, приносят такие идеи, мы и сами пытаемся придумать.

По получению патентов для индивидуальных предпринимателей в Удмуртии действительно одно из самых либеральных законодательств. Треть всех льготных патентов в России выдана в Удмуртии - 17 тысяч. Мы облегчили процедуру получения и понизили ставки, потому что понимаем, что это борьба с теневой экономикой и возможность сегодня человеку начать бизнес легко и просто и не попадать ни в какую кабалу.

Транспортный налог в Удмуртии действительно один из самых низких в ПФО, но дорожный фонд у всех одинаково формируется - из транспортного налога. Машина ездит, что по Пермскому краю, что по Ижевску, с одинаковой нагрузкой на ось и одинаково портит дорожное полотно. А без дорог никакая экономика невозможна, поэтому и Год дорог у нас был в этом году. Надо понимать, что из этих денег мы ремонтируем дороги.

Особо отмечу, что у главы республики точно будут поправки, по которым будут предусмотрены льготы по транспортному налогу для самых незащищенных слоев населения. Это уже принятое решение, и мы будем с коллегами в Госсовете это обсуждать. Повышение не должно коснуться тех, кто не может платить.

«Нам надо понять, «Сделано в Удмуртии» - это что»

В завершении беседы - о созданном бренде «Сделано в Удмуртии». Как вы намерены определять, какие компании смогут им пользоваться, чтобы не получилось так, что под этой маркой будут продавать товары сомнительного качества?

У нас с 1 января 2019 года все права на бренд «Сделано в Удмуртии» будут принадлежать Корпорации развития. Ни одна компания не сможет пользоваться этим брендом без письменного согласования от корпорации при соответствии определенным требованиям качества продукции, надежности компании, прозрачности ведения бизнеса и социальной ответственности. Мы под социальной ответственностью понимаем белые зарплаты, официальное трудоустройство для сотрудников. Вот поэтому история очень сильно поменяется, и пользоваться смогут действительно те, кто могут производить качественную продукцию.

Мы еще должны вместе с предпринимательским сообществом подумать, а какие ценности мы хотим в этот бренд заложить. «Сделано в Удмуртии» - это что? «Made in USA» - у всех есть образ, что это. Мне очень нравится бренд Индии «Make in India», т.е. производи в Индии, и сразу становится понятным позиционирование страны как мастерской для всех, кто хочет что-то делать.

«Уже не одно столетие в Удмуртии умеют придумывать, конструировать, запустить в производство, начать выпускать мирового качества продукты, и если мы это будем транслировать на наш бренд «Сделано в Удмуртии», то это будет польза для всего бизнеса». Фото udmurt.ru

И нам надо понять, «Сделано в Удмуртии» - это что. Такое же надежное, как автомат Калашникова, или такое же талантливое, как симфония Чайковского? Нам надо вместе с предпринимателями продумать ценности и карту бренда, начать транслировать бренд через наши ценности, а ценности через бренд.

Внимание к бренду большое, и сейчас другие регионы пытаются скопировать. Это точно полезно и в итоге продвигает всех предпринимателей республики, когда мы этот бренд носим на себе - значок на пиджаке, публикуем его, делаем в этом оформлении наши стенды на выставках. Это действительно повышает узнаваемость республики, что в итоге позитивно отражается на продажах всех предпринимателей, которые здесь что-то делают.

Уже не одно столетие в Удмуртии умеют придумывать, конструировать, запустить в производство, начать выпускать мирового качества продукты, и если мы это будем транслировать на наш бренд «Сделано в Удмуртии», то это будет польза для всего бизнеса, даже того, кто не пользуется этим брендом. Люди будут просто знать: раз это сделано в Удмуртии, значит сделано хорошо, качественно, интересно.

Михаил Красильников

ИА «Удмуртия»

Удмуртия выстраивает новую систему работы с бизнесом и общественниками. Ключевую роль в ней должен сыграть проектный офис, многократно анонсированный командой Александра Бречалова. Однако многим до сих пор не ясно, что это за структура и как она поможет развитию экономики региона.

Александр Свинин - советник врио Главы Удмуртии по экономике - в эксклюзивном интервью журналу «Республика» рассказывает о работе проектного офиса, поиске скрытых резервов и подходах к решению социально-экономических проблем.

- Александр Александрович, начну с вопроса, который интересует многих. Что такое проектный офис, как он работает и зачем он нужен?

В России на федеральном уровне вводится новая система управления государственными программами и проектами. Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который возглавляет Президент России Владимир Путин, призван выделить наиболее значимые для социально-экономического развития страны проекты. Для их реализации во всех субъектах федерации были созданы проектные офисы. Проектный офис в Удмуртии работал при Министерстве экономики ещё до назначения Александра Бречалова врио Главы региона. Сейчас Александр Владимирович стремится придать этой структуре новый смысл. Главная задача проектного офиса - обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации приоритетных для республики проектов.


Работа, по большому счёту, только начинается. Первое, что мы сделали, - это проанализировали, какие вообще есть проекты. Второе - инициировали новые, понимая, что они нужны нам здесь и сейчас. Это проект поддержки предпринимательства «Сделано в Удмуртии» и проект «Инвестируй в Удмуртию», в рамках которого создаётся карта инвестиционных возможностей и система одного окна.

Проект «Удмуртия - территория спорта» уже принёс республике 5 инвестиционных соглашений на сумму более 30 млн рублей. Социальный проект «Наставничество» не является коммерческим, но тоже требует включения очень разных министерств и ведомств.

Все вместе мы работаем на одну конкретную цель - повышение благосостояния жителей Удмуртской Республики. Взаимодействие коллег в различных министерствах и ведомствах (и не важно, кто какую должность занимает) должно быть настроено на максимально быстрое получение конкретного осязаемого результата. Не результата, выраженного в количестве изданных нормативных актов и протоколов, проведённых заседаний и совещаний, а конкретной пользы для людей.

Мы поставили перед собой глобальную цель: формирование бюджета развития.

Ни одну проблему - ни социальную, ни экономическую - нельзя решить силами только власти, или только бизнеса, или только общественников. Только сообща, только вместе.
Александр Свинин

В перспективе нескольких лет мы должны в два раза увеличить налоговые поступления от малого и среднего бизнеса. Некоторые представители прессы, видимо не дослушав до конца выступление Александра Владимировича Бречалова, восприняли это как грядущее увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей. На самом деле дополнительные поступления в бюджет появятся от увеличения валового регионального продукта, за счёт увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и повышения их производительности и выручки.

Сейчас в Удмуртии 60 000 субъектов МСП, но я уверен, что среди 1,5 млн жителей республики людей, обладающих частной инициативой, гораздо больше. И задача Правительства Удмуртии - обеспечить возможность для её реализации.

- А вы уверены, что есть возможности для развития предпринимательства и что места на рынке хватит всем?

У республики огромный потенциал, используемый в настоящее время не в полной мере. Что мы можем сделать для его раскрытия?

Первое - это, конечно, мотивация и обучение предпринимателей, повышение эффективности их работы. Практически в любой сфере, от бытового обслуживания до сетей быстрого питания, бизнес республики точно имеет потенциал для повышения эффективности. Почему важно обучение? Ведь не потому, что можно собраться и поговорить.

Обучение приводит к конкретным, исчислимым результатам. Я научил вас заниматься интернет-маркетингом, у вас число клиентов, привлечённых через контекстную рекламу, резко увеличилось. Увеличились продажи, увеличились налоговые поступления. Это понятная схема: понятно зачем мы это делаем, понятно, зачем это государству.

Второе - сопровождение проектов от идеи до конкретного рабочего места и отчисления налога в бюджет республики.

Третье - расширение каналов продаж и рынков сбыта как внутри республики, так в регионах России и за рубежом. Предела совершенства мы в этой деятельности пока не достигли, - думаю, никто не будет с этим спорить.

И, четвёртая история - привлечение инвесторов. Это - и работа с местными предпринимателями, чтобы они открывали новые производства и точки сбыта; и привлечение инвесторов извне; и создание привлекательных условий для них.

Если этими вопросами постоянно, системно и проектно, то есть счётно, заниматься, я думаю, задачу вполне можно решить.

- Смогут ли предприниматели каким-то образом участвовать в работе проектного офиса?

Да, проекты с участием бизнеса или частной инициативы мы рассматриваем в первую очередь. Инициатива может быть и некоммерческой. Допустим, в деревне Сеп общественная организация делает музей исчезнувших деревень. В рамках межведомственного взаимодействия мы можем подключить Министерство культуры и туризма, органы местного самоуправления, которые окажут проекту поддержку, а туроператоры включат его в свои маршруты. Проектный же офис будет курировать работу и доводить её до логического завершения.

- Взаимодействие множества организаций требует, скажем так, доброй воли участников. Не может ли возникнуть ситуация несовпадения интересов, в которой субъекты будут тянуть проект в разные стороны?

В любом партнёрстве главная история - это совпадение ценностей и целей. Если они совпадают, то вы всегда можете договориться. Внутри Правительства Удмуртской Республики не может быть конфликта, потому что не может быть разных ценностей и целей. Главная ценность - это человек, житель Удмуртии, главная цель - повышение его благосостояния.

- Что сейчас на повестке дня в проектном офисе?

На 2 августа запланирована презентация карты инвестиционных возможностей Удмуртии, поэтому ключевая задача сейчас - подготовка к этому событию. Нужно понимать, что карта - это не просто сайт, но некая новая система взаимодействия власти и предпринимательского сообщества, изменение принципа работы с предпринимательством. Новое качество государственного управления. Новые правила и процедуры. Система единого окна, куда предприниматель может обратиться за помощью во взаимодействии с органами государственной власти, и ему не надо будет самому ходить по министерствам и ведомствам. Прозрачные правила получения льгот, субсидий, преференций. Консультационная поддержка для предпринимателей и ручное сопровождение каждого инвестора, который готов вкладывать в республику. Понятные правила игры для этих инвесторов.

Для того чтобы эту систему запустить, мы проводим очень большую работу. Выезжаем в муниципалитеты, каждый город и район, проводим встречи с местными органами власти, предпринимательскими сообществами, посещаем предприятия, собираем данные со всех министерств.

Главная задача проектного офиса - обеспечить межведомственное взаимодействие при реализации приоритетных для республики проектов.
Александр Свинин

Понимаете, есть много вопросов с неочевидными ответами. Вот, например, музей - это инвестиционный объект или нет? Библиотека, кинотеатр, дом культуры? Вроде бы к экономике это никакого отношения не имеет. Но есть объект культурного наследия, который сейчас находится в ужасном состоянии, и на его поддержку ежегодно тратятся государственные деньги. Это инвестиционный объект или социальный? Поликлиники, здравоохранение - это социалка или возможности для потенциального инвестора? Вот оценкой всех этих тонкостей мы сейчас занимаемся.

Естественно, эта работа продолжится и после 2 августа. Мы будем системно вносить изменения в нормативные акты и регламенты и перестраивать структуру взаимодействия. Это перспектива следующего периода.

- Работа с новыми инвесторами и проектами идёт уже по новым принципам?

Да, мы отрабатываем модель на конкретных инвесторах и предпринимателях. Свежий пример: контракт на создание гемодиализного отделения в Сарапуле был проработан и подписан за восемь недель с момента первого обращения предпринимателя к чиновнику. Это 115 млн рублей инвестиций, которые пойдут на реконструкцию двух отделений больницы и закупку нового оборудования для диализа. Уже в сентябре жители Сарапула и прилегающих районов смогут бесплатно получить необходимые медицинские услуги. Для сравнения: подписание аналогичного контракта в Глазове заняло восемь месяцев.

- Как будет оцениваться эффективность работы проектного офиса?

Очень просто. У каждого проекта есть паспорт и конкретные, выраженные в цифрах показатели эффективности, тот результат, который мы должны получить. Например, по проекту «Удмуртия - территории спорта» есть социальные показатели - вовлечённость людей в любительский спорт, и есть экономические - деньги, которые мы привлечём в республику за счёт реализации этого проекта. Если бы мы провели марафон, аналогичный казанскому, то налоговыми отчислениями от средств, которые привезли с собой его участники, могли бы сформировать 2% всего бюджета на спорт в Удмуртии. Причём как регион мы ничего тратить на это мероприятие не должны. Достаточно обеспечить возможность для частной компании провести его в Удмуртии, а не в соседнем регионе.


- Звучит красиво, но возникает вопрос: если всё так просто, то почему мы не делали этого раньше?

Это не просто. Нужно найти организаторов спортивных мероприятий и замотивировать их проводить свои старты именно у нас. Это большая серьёзная работа, но её нужно просто взять и сделать. Как?

Во-первых, обратиться к скрытым резервам. Республика действительно интересна многим. 12-13 августа в Воткинске пройдут соревнования по триатлону со стартом от усадьбы Чайковского. Это уникально, нет в мире второй такой усадьбы.

Зимой пройдёт Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой, легенды мирового лыжного спорта, и поучаствовать в таком событии - классно и привлекательно.

Резервы нужно искать и использовать. Вернёмся к той же деревне Сеп, где живёт 750 человек. Там есть праздник - день деревни, на который уже сейчас приезжает 1500 человек, а могут приехать и 15 000. Вопрос в том, как о нём рассказать и показать.

Самое главное - чтобы люди почувствовали, что от нашей работы есть польза. Это моя мотивация, то, что заставляет меня работать каждый день, без выходных.
Александр Свинин

Второе - это прозрачные, понятные правила игры. В соглашениях чётко прописано, за что отвечает республика и что вкладывает и получает инвестор.

И третье - активность врио Главы региона Александра Бречалова, его личная позиция и уверенность в том, что любая частная инициатива, которая послужит на благо жителей республики, должна иметь поддержку государства.

- В Общественной палате России вы занимались работой с общественными и некоммерческими организациями (НКО). Что можно сказать про гражданскую активность в Удмуртии?

Действительно, я достаточно хорошо знаю третий сектор в целом по стране и по регионам. Здесь общественники очень сильные. Есть организации, практики, подходы, которые можно назвать одними из лучших в стране. Тот же проект «Наставничество» появился не на пустом месте. В Удмуртии уже была одна из лучших в стране долгосрочных систем поддержки трудных подростков, в которую вовлечены как государственные структуры, так и общественные организации.

Ижевск - это город с сильным ядром местных локальных сообществ и гражданских активистов, которые между собой взаимодействуют, общаются, реализуют совместные проекты. Горизонтальные связи в Ижевске очень сильны. Во многих столицах субъектов федерации такого нет.

Более того, много НКО и активистов не только в столице, но и в других городах и районах республики. Это очень важная и интересная среда, и с ней точно надо работать и вовлекать её в решение общих задач.

В третьем секторе тоже есть скрытый потенциал, в том числе и экономический. Главный продукт этого сектора - доверие: между государством и бизнесом, между государством и обществом, внутри общества между гражданами. Повышение уровня доверия в обществе на 10% даёт прирост ВВП на 0,8%. Во многих странах развивают экономику за счёт работы с общественными организациями и инициативами, и мы тоже можем это делать.


- Расскажите, пожалуйста, о себе. Что стоит за строчками резюме? Специалистом в какой области вы себя считаете? Каковы ваши ключевые компетенции?

По образованию я специалист в области подбора персонала. C 18 до 26 лет я занимался одним делом - подбором кадров и формированием команд. В 24 года основал свою компанию по подбору персонала и со временем из специалиста стал предпринимателем - тем человеком, который умеет организовать процесс, реализовать проект на основе этого процесса и получить конечный результат. Управление персоналом мне действительно очень нравится, я долго жил этим и многое узнал. Сейчас это помогает мне достаточно легко формировать свою команду: я понимаю, каких людей надо подобрать, умею их оценить, увидеть, у кого какие сильные и слабые стороны.

Три года в Общественной палате и год в фонде «Перспектива» я больше занимался проектным управлением, ведением проектов от идеи до завершения. В этом смысле я практик. Понимаю, как и что нужно сделать, чтобы получить результат.

- Были ли у вас неудачи?

Конечно. Когда я привлекал инвестиции в свой бизнес, первое, что спрашивал у меня инвестор: «А какие у тебя уже были неудачи? На чём ты уже погорел?» Важно не скрывать, открыто говорить и признаваться, прежде всего себе, что это была неудача. Меня смущают люди, которые говорят: «Я такой классный, у меня всегда всё получалось».

Неудачи и лень - это главные двигатели прогресса. Лень помогает оптимизировать все процессы, неудачи позволяют учиться и больше не совершать таких ошибок. У меня были и неудачные бизнес-проекты, и банкротства. И в социальных проектах не всегда всё получалось так, как задумывалось. И я рад, что эти ошибки были, что я смог на них набить шишек, чтобы в будущем их не совершать.

- Чем вы гордитесь?

Надеюсь, что проекты, которыми по-настоящему можно будет гордиться, ещё впереди.

Я очень благодарен Александру Владимировичу Бречалову за то, что он дал мне возможность поработать в Удмуртии. Здесь действительно многое можно сделать, а самое главное - принести пользу людям.

- Как долго вы планируете жить и работать в Удмуртии?

О конкретных сроках можно будет говорить после 10 сентября. Если команда Бречалова заслужит доверие жителей республики, то я готов остаться настолько, насколько моё присутствие здесь будет максимально полезным.

- Вы переехали в Ижевск вместе с женой. Вам здесь нравится?

Мне очень нравится. Замечательная республика, замечательный город. Много солнца. Не смейтесь, я знаю о чём говорю - шесть лет прожил в Санкт-Петербурге. У нас в Удмуртии солнца очень много. Замечательные люди. Кстати, в неформальном общении я часто слышу, что, чтобы самореализоваться, нужно уехать. И я с этим не согласен. В республике есть все возможности, чтобы развиваться. И это ещё один вызов для меня: показать, что Удмуртия - это часть глобального мира.

Я сам родом из Республики Коми, коми по национальности, говорю на коми языке….

- Уехали из Сыктывкара, чтобы самореализоваться…

Но я же сейчас в Ижевске, а не в Москве, Нью-Йорке или Лондоне. При этом нет никаких преград, чтобы поехать пожить где-то, получить образование, опыт работы, компетенции. Но очень классно потом всё это применить здесь!

Интересно сделать так, чтобы в Удмуртии были выставки современного искусства и театральные постановки лучше, чем в Москве. Чтобы здесь была лучшая сфера обслуживания. Чтобы были университеты, которые дают лучшие компетенции. Это можно сделать. И я уверен, кто-то уже делает, просто мы, может быть, не замечаем. У нас есть замечательные ИТ-компании и производственные предприятия. Люди из разных регионов приезжают сюда работать, и не просто работать - жить. Перевозят сюда семьи, связывают свою жизнь с Ижевском.

- А что не нравится, чего не хватает?

Нам надо работать над самоидентификацией. Удмуртия - про что это? Что такое Ижевск как город? Какая у нас концепция развития? К чему мы хотим прийти? Нужно, чтобы это «про что» было понятно всем - и жителям республики, и тем, кто к нам приезжает. И над этим нужно работать всем вместе.

- Чего лично вы хотите больше всего? Какова ваша жизненная программа-максимум?

Больше всего меня мотивирует дело, которое я делаю, и мне всегда хочется, чтобы моё дело было полезным. От этого я получаю наибольшее удовлетворение, хочу идти и делать что-то дальше. Наверное, каждый раз масштаб и польза этих проектов увеличивается - с возрастом, опытом, достижением каких-то должностей. Вот, наверное, к этому я иду. К тому, чтобы моё дело было больше, и, соответственно, пользы от него людям было больше. А ещё для меня очень важна семья, и хочется, чтобы она тоже становилась больше.

СПРАВКА

Образование

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, магистратура Санкт-Петербургского филиала НИУ Высшая школа экономики, Университет Корвина в Будапеште, программа «Управление стартап-проектами » Московской школы управления СКОЛКОВО.

Опыт работы

Работал в Ленинградском оптико-механическом объединении в отделе управления персоналом, консультантом в компаниях Kelly Services (международная компания по подбору персонала и аутсорсингу) и АНКОР (агентство по подбору персонала).

В 2012 году основал собственную компанию Smart Start (помощь молодым специалистам и студентам в поиске работы).

В 2012 году избран членом правления организации «ОПОРА России».

С 2015 года - помощник секретаря Общественной палаты РФ, затем - руководитель проекта по поддержке гражданских активистов и НКО «Перспектива» Общественной палаты РФ, организатор и эксперт региональных форумов Общественной палаты РФ «Сообщество».

С 2016 года - генеральный директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

В апреле 2017 года назначен советником врио Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова по экономике.

Проекты

Инвестируй в Удмуртию

Проект по привлечению внешних и внутренних инвестиций, включающий переформатирование работы государственных органов с инвесторами, переход на принцип единого окна и создание карты инвестиций.Сайт: www.udminvest.ru .

Сделано в Удмуртии

Проект направлен на развитие предпринимательского сообщества в республике, выявление существующих проблем и поиск возможных путей их решения, а также помощь лучшим предпринимателям Удмуртии в выходе на новые региональные и международные рынки.Сайт: madeinudmurtia.ru .

Удмуртия - территория спорта

В республике есть вся инфраструктура для организации любительских спортивных соревнований. Цель проекта - вывести их на новый качественный уровень, вовлечь в спорт большее количество людей и развивать спортивный туризм в Удмуртии. Сайт: udmsport.ru .

Текст предоставлен журналом «Республика». Текст: Наталья Почепцова. Фото: архив Александра Свинина, udmurt.ru.

Посчитав, что ИА Udm-Info необъективно освещает деятельность экономического блока Правительства УР, он предложил ответить на поднимавшиеся в публикациях острые вопросы.

Слово первому вице-премьеру Александру Свинину, комментарии редакции – позже.

В Удмуртии наблюдается отрицательная динамика промышленного роста. Почему это происходит? Что лично Вы, как первый вице-премьер, курирующий экономический блок, делаете для того, чтобы этот рост обеспечить?

Кто вам сказал, что в Удмуртии отрицательная динамика промышленного роста?

- Существует прогноз Минэкономики УР…

Если вы посмотрите последнюю статистику Удмуртстата, то увидите, что у нас в республике положительная динамика индекса промышленного производства. Этот показатель нужно оценивать не по месяцам, а в целом по году, поскольку отгрузка у многих предприятий происходит в декабре. Например, цикл производства «Воткинского завода» 13 месяцев, у других предприятий – 16, 20 месяцев, но это не значит, что предприятия стоят. Показатель нужно смотреть в динамике, и когда вся пресса писала о том, что у нас падает индекс промышленного производства, нужно было посмотреть аналогичную статистику прошлых лет.

Удмуртстат – единственный наш источник по индексу промышленного производства. Согласно последним данным, индекс промпроизводства составил в 2018 году 102,5%. В течение первого квартала Удмуртстат досчитает индекс по средним предприятиям, и тогда этот показатель будет еще выше.

Следующий показатель, который нужно смотреть, – объем отгруженных товаров, то есть то, что предприятия смогли продать. Он весь год в Удмуртии рос, причем значительно. Суммарный рост в январе-декабре – 18,9%, предприятия продали продукции на 656 млрд рублей. Есть и косвенные показатели: в прошлом году средняя зарплата на предприятиях выросла почти на 7%, а зарплату повышают там, где есть некий потенциал развития.

Что я, как первый вице-премьер, для этого сделал? Давайте эти вещи разделять… Правительство не стоит у станка, не управляет заводами, у нас не плановая экономика, когда мы можем загружать производство директивным способом. Правительство влияет на показатели косвенно, создает благоприятную среду для развития наших промышленных предприятий, привлекает для их развития ресурсы. Наша задача сделать так, чтобы предприятие, если оно хочет развиваться, могло эти ресурсы получить в виде субсидий федерального Правительства, льготных кредитов, займов, государственных гарантий, льготных лизинговых и факторинговых программ. В течение двух лет Правительство УР помогает предприятиям продавать продукцию, выстраивая цепочки продаж и кооперации. В 2018 году наши предприятия привлекли в 4 раза больше кредитов, чем в 2017-м, – это около 1,5 млрд рублей. На эти средства они провели модернизацию и, поскольку кредиты были под 1-5%, окупаемость модернизации пройдет быстрее.

По поводу создания среды. Мы получили для Сарапула статус ТОСЭР, снижающий налоговую и фискальную нагрузку, и уже 7 предприятий там работает. В республике работает Торговый дом, который по запросу предприятий помогает им заниматься поиском новых рынков и новых клиентов. Один раз в месяц мы, как Правительство, привозим в регион делегации потенциальных покупателей продукции наших заводов. В прошлом году были делегации «Лукойла»,« Сибура» , ТМК, ОАК, ТВЭЛ. В этом году, уже в феврале, приедет делегация« Газпром-нефти» – искать потенциальных поставщиков. Мы в Правительстве отслеживаем каждый контракт после каждого такого визита.

Помогаем нашим компаниям выстраивать отношения с госкорпорациями, в частности, с РЖД. На сегодняшний день три предприятия делают большие тестовые поставки для РЖД, – это большие объемы промышленных товаров.

Эту работу мыведем системно. Наша задача на экономических форумах – продавать: показывать продукцию и организовывать встречи наших предпринимателей и директоров с потенциальными покупателями. Моя цель на Сочинском инвестиционном форуме – получить предконтрактов на 5 млрд рублей для предприятий Удмуртии. Такую задачу поставил передо мной Глава республики.

- Вы уже знаете, с чем поедете на форум?

Естественно, списки прорабатываютсязаранее . Никакого секрета не открою, это прежде всего гражданская продукция наших оборонных предприятий – Концерна «Калашников», ИЭМЗ «Купол», «Ижевского механического завода», это медицинские товары «Аксиона».

Будем продвигать наш средний и малый бизнес. Есть предприятия, которые занимаются нефтесервисом – это «Техновек», есть IT-компании, например, ЦВТ, их продукт «Палантир», который мониторит загрузку роботизированных станков, отдельно везем на Сочинский инвестиционный форум.

И не просто стоим там у стенда в ожидании потенциальных покупателей, мы заранее запрашиваем в оргкомитете форума список предприятий, которые туда приедут. Берем список наших предприятий, которые к нам обратились и хотят развиваться, больше продавать, смотрим номенклатуру их изделий. Стыкуем, согласовываем с представителями предприятий, пишем официальные письма, назначаем встречи. Предлагаем конкретные проекты и, если видим заинтересованность, сводим потенциальных покупателей и производителей.

- Есть ли у Сочинского форума специфика?

Сочинский форум мы [рассматриваем] как место для продажи и продвижения наших товаров среди региональных администраций, государственных компаний и крупных частных компаний.

С какими именно компаниями мы собираемся вести переговоры, раскрывать пока не буду, это коммерческая история. Мы эти встречи проведем, получим результат, и уже по результату расскажем.

- Были ли компании, переговоры с которыми не увенчались успехом?

Да, например, у нас была делегация ТМК, но на данный момент они ни одного заказа в Удмуртии не разместили. Заставить их что-то купить в республике мы не можем, это вопрос коммерческих договоренностей. Но назвать этот кейс неуспешным нельзя, в любом случае делегация была на наших предприятиях, и если у компании появится потребность в определенной продукции, наверное, о наших предприятиях вспомнят быстрее - просто потому, что они на них были.

- Визиты делегаций в республику расписаны заранее?

Да, конечно. В прошлом году мы планировали, что Удмуртию посетит 12 делегаций, посетило 10. В этом году запланировано 14 визитов компаний.

Вы являлись одним из организаторов сделки по продаже АО «Ижевские электрические сети». Почему произошло снижение стоимости актива: сначала появлялась информация о 5,4 млрд рублей…

Писали, что мы собираемся за 800 млн актив продавать!

- …тем не менее, информация шла противоречивая.

Поверьте, более открытого чиновника, чем я, наверное, нет. Номер моего мобильного телефона и электронный адрес опубликованы на сайте Правительства и сайте Корпорации развития Удмуртии. Нет никаких проблем взять комментарий, получив информацию из первоисточника, а не питаться слухами и домыслами. Это первое.

Второе. Мы все делаем открыто и публично, ничего под ковром не происходит.

Третье. Глава Удмуртии прокомментировал сделку.

Что касается меня… Я - не организатор сделки, это звучит как «организованная преступная группировка». Продавцом были сами «Ижевские электрические сети» - они продали имущество. А у «ИЭС» есть собственник – это МО «Город Ижевск». В лице главы города эта сделка и была реализована, мы, как Правительство, лишь помогали нашим коллегам из муниципального образования эту сделку структурировать, не более того.

Еще раз повторюсь, команда Правительства муниципалитету в этой сделке помогала. На уровне Правительства мы в течение года заключали соглашения с Россетями – о долгосрочном сотрудничестве, это соглашение с «дочкой» Россетей, МРСК, по поводу 23,9 млрд инвестиций в течение 10-12 лет, эти средства придут от МРСК в экономику республики, в энергетический комплекс.

Эти соглашения подписываются на уровне Главы, но дальше они, скажем так, работают на определенных территориях, и структура собственности построена так, что республика сетевым имуществом не владеет, им владеют муниципальные образования. Мы можем координировать и направлять работу муниципальных образований, поскольку работаем в единой Команде Удмуртии, и в сделке по «ИЭС» мы коллегам из муниципального образования помогали.

- То есть участвовали в организации?

Помогали! Вопрос «участия в организации» - это вопрос юридический. И с точки зрения юридической техники, мы участвовать в этой сделке не могли. Есть продавец, и продает он, мы не ставим своих подписей под этой сделкой.

По поводу оценки… Ни одного документа, подтверждающего, что кто-то хотел продать имущество «ИЭС» за 800 млн, нет. Покажите мне хоть один документ, в котором фигурирует цена в 5 млрд. Есть заключение оценочной компании, которая оценила имущество АО «ИЭС» в 5 млрд, но любая оценочная компания входит в саморегулируемую организацию, которая должна или утвердить отчет оценочной компании, либо его опровергнуть. Отчет, в котором фигурирует оценка в 5,4 млрд рублей, СРО опровергла.

Если вы почитаете этот отчет и посмотрите, как он был составлен, узнаете, что столбы, на которых висят провода, были признаны коммерческой недвижимостью. И кадастровая стоимость каждого столба была посчитана, как стоимость квадратного метра в каком-нибудь бизнес-центре. Но вы же не будете размещать офисы на столбах! Эта оценка – несправедливая, проведенная с грубым нарушением российского законодательства, на что есть заключение СРО. Поэтому имущество АО «ИЭС» никогда не стоило 5 млрд рублей.

Любая такая сделка проходит несколько этапов согласований. И поверьте, никто никогда не даст продать имущество более чем на 3 млрд рублей просто потому, что так кому-то захотелось. И об этом, к сожалению, мало пишут. Вопрос утверждения оценки находится в компетенции совета директоров «ИЭС», в совете директоров 7 человек, и именно на совет директоров выносится вопрос, утверждать оценку после заключения СРО, или не утверждать. И если 7 человек утвердили оценку, значит, они с ней согласились.

Кроме того, сделка проходит согласование в ФАС. ФАС России утверждает параметры сделки, причем как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. У нас есть заключение ФАС России о том, что сделка проведена в легальном поле, по справедливой оценке, и ФАС не возражает против ее проведения.

Почему Россети являлись для нас преимущественным покупателем? Потому что это государственная компания, компания, у которой здесь уже есть большой актив – Удмуртэнерго, это компания, которая при проведении сделки согласовывает ее с министром энергетики РФ, который входит в совет директоров Россетей. И если Минэнерго РФ говорит, что сделка является справедливой и необходимой для энергетического комплекса Удмуртии…

- … Вы не смеете в этом сомневаться?

Это профильное отраслевое министерство, у нас нет причин сомневаться. К тому же у нас есть оценка на 3 млрд рублей, которая утверждена СРО, – это официальный документ.

Если у кого-то есть экономическое обоснование того, что имущество стоит дороже, давайте об этом поговорим. Пока ни один человек такого обоснования не дал. Имущество предприятия продано выше балансовой стоимости, с обременением – больше 500 человек должны быть трудоустроены.

Если у меня будет поручение от Главы республики или председателя Правительства УР, я их буду выполнять, в том числе и касающиеся «Ижавиа». На данный момент у меня поручений по поводу «Ижавиа» нет. И если у «Ижавиа» будут какие-то вопросы к экономическому блоку Правительства, мы им с удовольствием поможем и подскажем, сейчас таких обращений нет.

- Не прогнозируете ли Вы, что в скором времени «Ижавиа» обратится к вам за помощью?

Мы считаем, что компания управляется достаточно профессионально. У нее есть ряд экономических и финансовых проблем, но у нас в целом рынок авиаперевозок в стране убыточен. Если посмотрите на капитализацию Аэрофлота, она уже несколько лет снижается. Рынок стагнирующий: рост цен на топливо, повышение аэропортовых сборов, снижение покупательной способности граждан, – все это влияет на деятельность авиакомпаний. При этом наша авиакомпания добилась роста пассажиропотока в 2018 году, у нас сильно обновился аэропорт, начал летать Аэрофлот, – все это заслуга людей, которые управляют активом.

- Должность первого вице-премьера не прописана в Конституции УР…

Где же вы все это берете, интересно? Я вам прямо сейчас зачитаю: статья 5 закона УР от 13.12.2016 №84-РЗ, который определяет структуру Правительства УР, в нем предусмотрено наличие заместителей председателя Правительства, в том числе первого заместителя. Есть Распоряжение Правительства УР от 16.08.2018 №209-РП, в котором распределены обязанности членов Правительства УР, в нем тоже моя должность предусмотрена. И, насколько я знаю историю государственного управления, я не первый первый заместитель председателя Правительства УР.

Это достаточно серьезное обвинение, которое вы мне предъявляете, утверждая, что я не имею права эту должность занимать. И я имею право подать на вас в суд. Уважаю мнение журналистов, и если вы считаете, что я не имею права эту должность занимать, пожалуйста, есть Прокуратура, Следственный комитет, МВД, ФСБ, Счетная палата, которые могут проверить деятельность Правительства. И вы имеете право обращаться в эти органы, запрашивать необходимую информацию.

Поверьте, если бы было правдой то, что я не имею права занимать эту должность, Государственный Совет УР не проголосовал бы за мое назначение.

2 октября на сессии Госсовета Удмуртии была представлена новая структура Правительства республики. Косметическим ремонтом ее автор - свежеизбранный Глава республики Александр Бречалов - не ограничился, создав, по сути, два параллельных правительства. Одно будет подчиняться утвержденному Госсоветом премьеру Ярославу Семенову, другое - руководителю Администрации Главы и Правительства Удмуртии Сергею Смирнову.

Сергей Смирнов, Александр Бречалов и Ярослав Семенов | фото День.org

Почему Александр Бречалов пошел на такой странный шаг? Скорее всего, формируя новую структуру, Глава Удмуртии ставил во главу угла не целесообразность, а удовлетворение амбиций каждого из приехавших с ним в Удмуртию «варягов».

Удовлетворение амбиций

О том, что Глава республики пытается раздать всем сестрам по серьгам, говорит хотя бы такой факт. На должность первого вице-премьера Госсовет утвердил Александра Свинина, которому будут подчинены министерства: экономики, промышленности и торговли, а также выделенное в отдельную структуру министерство информатизации и связи. Но вместо еще одного профильного министерства, имущественных отношений, Александру Свинину подчинили Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике. Судя по всему, это выглядящее странным решение было принято с подачи самого господина Свинина, позиционирующего себя как спортивного человека.

Первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин

Министерство имущественных отношений, которому самое место в экономическом блоке Правительства, ушло под куратора другого блока – финансового. В этом качестве Госсоветом был утвержден Анатолий Строков, после окончания вуза работавший только в одном месте, - Финансовом университете при Правительстве РФ.

Руководитель финансового блока правительства Удмуртии Анатолий Строков

Как вчерашний доцент этого учебного заведения, кабинетный теоретик, будет курировать финансы целого региона, представить сложно. Перечисляя достоинства Анатолия Строкова, новый Глава Удмуртии упомянул «хорошие связи» последнего в федеральном казначействе и готовность Строкова на практике показать все, чему он учился. Удмуртия становится полигоном для практической обкатки теоретических знаний?

Получил статус вице-премьера и полпред Александра Бречалова при Президенте России Михаил Хомич, перед которым стоит задача продвижения сделанной в Удмуртии продукции на региональные и зарубежные рынки. Сам господин Хомич в своем выступлении не раз упомянул Китай якобы заинтересованный в сотрудничестве с далекой Удмуртией.

Постоянный представитель Главы УР при Президенте РФ Михаил Хомич

Еще одним вице-премьером стала Анастасия Муталенко, до этого бывшая антикризисным менеджером в ГУП «Аптеки Удмуртии» и «Фармация». Ей отдали социальный блок Правительства, в котором она будет отвечать за работу Минобраза, Минкульта, Минздрава и Министерства труда и социальной политики, созданного из двух министерств.

Руководитель социального блока правительства Анастасия Муталенко

Стаж значения не имеет

Еще до сессии Госсовета поднимался вопрос о соответствии четырех будущих вице-премьеров квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным служащим. Ни один из выдвиженцев Александра Бречалова им не соответствует: у Александра Свинина не хватает стажа работы по специальности. Образование, полученное Анастасией Муталенко, не имеет вообще никакого отношения к социальной сфере, закончив вуз по специальности «Экономика в строительстве», она работала то инженером-экономистом, то сметчицей. Анатолий Строков – кабинетный ученый, не имеющий опыта самостоятельной хозяйственной деятельности, а Михаил Хомич – в прошлом коммерсант, ни дня не работавший в государственных органах власти.

Фракция КПРФ на сессии робко подняла вопрос о соответствии назначенцев квалификационным требованиям. И получила от правового управления обескураживающий ответ: должности зампредов правительства не являются государственными, поэтому стаж работы кандидатов не имеет значения. То есть, вице-премьером регионального кабинета министров может стать хоть вчерашний студент.

Углубляться в тему депутаты не решились и быстро проголосовали за предложенные им кандидатуры. Теперь у премьера Ярослава Семенов есть четыре полноценных заместителя, еще два пока не назначены. Это должность вице-премьера, куратора Минтранса, Минстроя и Инспекции госнадзора, а также пост зампреда, в подчинении которого будут Минприроды, Главное управление ветеринарии и Минсельхоз.

Наследство Соловьева

В тот же день Правительство Удмуртии наконец-то освободилось наследия экс-главы республики Александра Соловьева. Наталью Сударикову аккуратно переместили в советники Главы, а Сергея Фефилова просто освободили от занимаемой должности.

Дорогой Сергея Фефилова, судя по всему, придется пройти и некоторым министрам, доставшимся Александру Бречалову в наследство от предшественника. Источник НММ в Администрации Главы Удмуртии утверждает, что кадровый состав Правительства обновится на 70-80%. Там, скорее всего, не будет вице-премьера по АПК Сергея Токарева и министра сельского хозяйства Александра Прохорова.

По-видимому, расстанутся с креслами Ольга Корепанова и Надежда Губская, их министерства были объединены в одно. Не много шансов остаться в Правительстве у Михаила Зайцева, Ивана Новикова и Алексея Шепталина, Глава республики Александр Бречалов не раз публично выражал недовольство их работой.

Свои должности могут сохранить министр культуры Владимир Соловьев и глава Минспорта Игорь Краснов. Гарантировано продолжат работу только два министра «соловьевского призыва»: глава Миннаца Лариса Буранова и утвержденный Госсоветом в должности министра финансов Станислав Евдокимов.

Двуначалие

Все структурные изменения в Правительстве должны быть завершены до 1 января 2018 года. Новая структура кабмина принята и обжалованию не подлежит. Хотя уже сегодня очевидно, что в самой структуре имеется, как минимум, одна потенциальная конфликтная ситуация: если часть министров подчиняется не премьеру, а руководителю Администрации Главы, это может сказаться на работоспособности всего правительства.

В перспективе могут возникнуть противоречия между министрами-«варягами» и местными кадрами. Последние могут оказаться в роли «козлов отпущения»: на них при случае можно будет вешать все грехи и с чистой совестью увольнять, заменяя выходцами из других регионов.

Кроме того, до сих пор не ясно, какую позицию по отношению к Правительству займет Александр Бречалов. Будет ли лично руководить министрами и вице-премьерами или доверит оперативное управление Ярославу Семенову? Какова при этом будет роль руководителя Администрации Главы УР Сергея Смирнова? И будет ли что-то значит тот факт, что Смирнов – юридически оформленный заместитель Главы республики, а Семенов – нет?

В любом случае стиль работы кабмина будет заметно отличаться от того, к которому жители Удмуртии привыкали десятилетиями. Пойдут ли эти изменения на пользу, мы узнаем совсем скоро.

Менее чем через месяц исполнится год с того момента, когда предыдущий Глава Удмуртии Александр Соловьев отправился под следствие в Москву, а обратным рейсом прилетел Александр Бречалов - тогда еще врио, а сентября - избранный Глава. Конечно все понимали, что «москвич» будет чистить кадровый состав правительства республики, однако вряд ли кто-то предполагал, что недоверие в местным кадрам станет не столько исключением, сколько правилом. Свои посты в Правительстве Бречалова сохранили лишь четыре министра: Станислав Евдокимов, Владимир Соловьев, Анна Боталова и Лариса Буранова. Но они, так же как и другие местные кадры в Правительстве Бречалова - лишь исполнители, инициативой и правом голоса там обладают другие люди - причем даже не все из так называемых варягов.

В мае прошлого года телеграм-канал Деловая Удмуртия опубликовал материал « », где попытался собрать информацию о членах команды ВРИО. За год многое поменялось и мы снова пытаемся понять: кто сейчас входит в команду Бречалова и кто за что в ней отвечает?

Александр Бречалов

Глава Удмуртской Республики

Александру Бречалову досталось в наследство довольно слабое правительство - это было очевидно еще до смены власти (и, кажется, даже самому Соловьеву) и поэтому спрогнозировать будущие кадровые сложности было не трудно.

В общем это нормальная ситуация для человека, который: а) не имеет местных корней и б) не имеет опыта работы в исполнительной власти.

Первое означало, что Бречалову будет непросто искать людей на месте. Тут у него всего два варианта - либо доверять тем, кто есть и пытаться менять их по мере необходимости, либо не доверять и пытаться заменить их на кого-то снаружи. Отчасти использованы оба.

А отсутствие опыта работы в исполнительной власти означало что, во-первых, у него также нет и команды с таким опытом; во-вторых, что нет компетенций для того, чтобы оценивать потенциальных кандидатов на такую работу.

Интересно, что на первых порах Александр Бречалов даже организовал тестирование кандидатов на должности в правительстве - что примечательно, «местных» кандидатов. Однако не думается, что это можно засчитать как признание своего неумения оценивать. Скорее это была такая публичная акция, довольно бессмысленная, судя по результату.

В результате ожидания кадрового голода оправдались сполна: «Команда Бречалова» оказалась недостаточно многочисленной для того, чтобы закрыть даже вакансии топ-уровня в правительстве УР. По большому счету она вообще оказалась немногочисленной. Из людей фронт-офиса настоящими членами КБ можно назвать только пять человек, остальные - законтрактованные исполнители.

На самом деле правительство не полностью сформировано и по сей день: не назначены вице-премьеры по АПК и строительству, министр промышленности и торговли, а семь членов правительства работают с приставками и.о. - в том числе вице-премьер Анастасия Муталенко.

И это только вершина айсберга. Увольняли и увольнялись ведь не только министры, но и заместители министров, руководители управлений и тому подобное. И если малозаметные должности заполняются автоматически - вследствие обычной ротации, то всякое заметное кадровое решение требует сегодня прохождения многоступенчатой системы согласований вплоть до одобрения» самого», что неимоверным образом затягивает процедуру и на сегодняшний день кадровый вопрос в удмуртской правительстве стоит еще более остро, чем при Александре Соловьеве.

Александр Свинин

Первый

Самый влиятельный член команды Бречалова. Правая рука. С Главой республики господин Свинин работает еще с «Опоры России» (примерно с 2012 года). Собственно, он и есть «команда Бречалова».

Именно поэтому, несмотря на молодой возраст (30 лет), Свинин не только получил в республиканском правительстве высокий пост первого вице-премьера, но и по факту является вторым человеком в удмуртской властной вертикали - сразу после Бречалова. Даже формальные полномочия Свинина огромны: он курирует в правительстве экономический блок (отвечая за инвестиции -«топовую» тему), промышленность, торговлю, спорт, информационные технологии. В отсутствие профильных вице-премьеров, первый вице-премьер также курирует транспорт, строительство, ЖКХ и сельское хозяйство. По сути он отвечает за все, что должно приносить деньги.

Из всей команды, вероятно только Свинин имеет практически неограниченный доступ к главе и пользуется его доверием. Именно Свинин (а не Семенов, например) участвует во встречах Бречалова с видными предпринимателями. Он же представляет самые значимые проекты команды и он всегда рядом Бречаловым на публичных мероприятиях: от лыжного марафона до инвестиционного форума. Он же, судя по всему, стоит за многими кадровыми решениями не только в Правительстве, но и, например, в администрации Ижевска.

Ярослав Семенов

Председатель Правительства УР

Был известен Бречалову по Общественной палате РФ, где г-н Семенов сначала работал заместителем Сергея Смирнова, тогда руководителя аппарата ОП РФ, а потом и сам руководил аппаратом.

В правительстве Бречалова «человек на хозяйстве». На Ярослава Семенова возложено оперативное управление работой Правительства - он отвечает за то, чтобы исполнительные органы власти своевременно исполняли принятые наверху решения: согласовывали бумаги, готовили необходимые правовые акты, собирали статистику, контролировали и отчитывались. Поскольку скамейка коротка, работать приходится «за себя и за того парня». В связи с этим господин Семенов освобожден от писания оптимистичных постов в соцсетях и бега. И нужно сказать, что нареканий к его работе нет - человек на своем месте, все, что от него зависит, выполняется четко в срок.

Иногда Семенову приходится отдуваться за непопулярные проекты и решения, принятые явно не им. Вспомним, например, проект повышения транспортного налога, вызвавший бурю негатива.

Михаил Хомич

Первый вице-премьер Правительства УР, Постоянный представитель Главы УР при Президенте РФ

Промоушен. Судя по постам в соцсетях, Хомич что-то вроде человека-бутерброда, на котором с двух сторон написано «Сделано в Удмуртии». Для продвижения республики его ангажировал Александр Бречалов после назначения врио главы Удмуртии и именно этим Хомич по сей день и занимается.

Насколько успешно? Главе нравится.

Любопытно, что Михаил Хомич чуть было не лишился своего поста с позорной формулировкой «в связи с утратой доверия» (что навсегда закрыло бы ему карьеру в госслужбе) после того как стало известно, что уже занимая государственную должность, он продолжал числится руководителем частного предприятия. О скандале стало известно на самом верху. Впрочем, специальная комиссия, занимавшаяся беспристрастным расследованием случая, состава не нашла - выяснилось, что тревога была поднята из-за того, что налоговый орган не внес вовремя запись в ЕГРЮЛ. И это говорит о том, что Хомичем Бречалов очень дорожит.

Сергей Смирнов

Руководитель администрации Главы и Правительства УР

Работал с Бречаловым в Общественной палате.

Сейчас «силовой блок». На господина Смирнова лег, с одной стороны, не престижный, но традиционно присущий руководителю администрации функционал правительственного завхоза, с другой - роль ответственного за кадровые решения и внутреннюю политику, что и делает должность одной из самых высоких в республиканской иерархии.

По слухам, не слишком умелый в поиске компромиссных решений г-н Смирнов используется главой республики там, где курс новой власти должен быть обозначен предельно жестко: например, в изменении механизма избрания руководителей муниципальных образований или увольнении министров «старой команды».

При этом Сергею Смирнову не удалось получить статус и должность заместителя Главы Удмуртии, которая ему была обещана. И, говорят, этим господин Смирнов очень недоволен. Некоторые телеграм-каналы, специализирующиеся на политике, опираясь на вышеуказанные слухи, даже сделали вывод, что Сергей Смирнов станет кандидатом от команды Бречалова на пост главы Ижевска.

Анастасия Муталенко

Заместитель председателя правительства УР

Госпоже Муталенко, вчерашней активистке ОНФ, в Правительстве Удмуртии достался проблемный социальный блок - министерства больших расходов: образование, здравоохранение, социальная политика. При том, что расходы подлежат сокращению (хотя одновременно необходимо выполнять майские указы, повышая бюджетникам зарплаты) можно сказать, что Анастасии Муталенко дали работу, на которой головной боли сколько угодно, а лавров никаких.

Интересно, что руководитель самого проблемного блока, к тому же отличившийся (по словам главы) в битве за «Аптеки Удмуртии», до сих пор работает в статусе «исполняющая обязанности».

Анатолий Строков

Заместитель председателя правительства УР

Финансовый консультант. В Правительство УР приглашен с одной функцией - внимательно читать директивы, спускаемые Минфином РФ, и следить за их доскональным исполнением.

Нет сомнений, что с этим справился бы и господин министр финансов УР Станислав Евдокимов, но он «местный», а значит безоговорочного доверия не заслуживает. Исключительно этому обстоятельству, видимо, обязан своим появлением в Ижевске г-н Строков.