Теории личности - Л. Хьелл , Д. Зиглер - 1997.
Монография видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующимся вопросами современной психологии личности, межличностным и семейным отношениям. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теорий (психодинамическая, бихевиоральная, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию 9
Об авторах 13
Предисловие 14
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
19
Теории личности 25
Компоненты теории личности 28
Критерии оценки теории личности 35
Основные положения, касающиеся природы человека 40
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
56
Метод анамнеза 62
Корреляционный метод 64
Экспериментальный метод 69
Оценка личности 77
Типы методов оценки 82
Резюме 96
Глава 3 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД
105
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 106
Биографический очерк 106
Психоанализ: основные концепции и принципы 110
Инстинкты - движущая сила поведения 116
Развитие личности: психосексуальные стадии 118
Природа тревоги 127
Основные положения Фрейда относительно природы человека 133
Эмпирическая валидизация психодинамических концепций 137
Применение: психоаналитическая терапия - исследование бессознательного 146
Глава 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ
161
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности 162
Биографический очерк 162
Основные тезисы индивидуальной психологии 165
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 167
Основные положения Адлера относительно природы человека 182
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии 187
Приложение: невроз и его лечение 191
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности 197
Биографический очерк 198
Аналитическая психология: основные концепции и принципы 199
Резюме -206
Глава 5 ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ
214
Эрик Эриксон: эго - теория личности 215
Биографический очерк 215
Эго-психология: результат развития психоанализа 217
Эпигенетический принцип 219
Развитие личности: психосоциальные стадии 221
Основные положения Эриксона относительно природы человека 235
Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории 239
Применение: американские подростки, или "кто я такой?" 243
Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах 246
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности 246
Биографический очерк 247
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы 248
Карен Хорни: социокультурная теория личности 254
Биографический очерк 254
Социокультурная теория: основные концепции и принципы 255
Глава 6 ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК
270
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности 271
Биографический очерк 271
Что такое личность 273
Концепция черты личности 274
Проприум: развитие самости 281
Функциональная автономия: прошлое - это прошлое 285
Зрелая личность 288
Основные положения Олпорта относительно природы человека 290
Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности 295
Применение: изучение ценностей 300
Подход к личности с позиции факторного анализа 303
Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности 305
Биографический очерк 305
Теория черт личности: основные концепции и принципы 307
Ганс Айзенк: теория типов личности 314
Биографический очерк 314
Основные концепции и принципы теории типов личности 315
Глава 7 НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б Ф СКИННЕР
331
Б Ф Скиннер: теория оперантного научения 332
Биографический очерк 332
Подход Скиннера к психологии 334
Респондентное и оперантное поведение 339
Основные положения Скиннера относительно природы человека 352
Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения 357
Применение: лечение, основанное на оперантном научении 361
Глава 8 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА И ДЖУЛИАН РОТТЕР
373
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 374
Биографический очерк 374
Основные принципы социально-когнитивной теории 376
Научение через моделирование 380
Подкрепление в научении через наблюдение 385
Основные положения Бандуры относительно природы человека 392
Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории 397
Применение: "власть человеку" - саморегулируемое изменение 405
Джулиан Роттер: теория социального научения 410
Биографический очерк 410
Теория социального научения: основные концепции и принципы 412
Резюме 422
Глава 9 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ
431
Джордж Келли: когнитивная теория личности 432
Биографический очерк 432
Основы когнитивной теории 434
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы 438
Основной постулат и некоторые выводы из него 444
Основные положения Келли относительно природы человека 453
Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории 457
Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли 466
Глава 10 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АБРАХАМ МАСЛОУ
479
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности 480
Биографический очерк 480
Основные принципы гуманистической психологии 482
Мотивация: иерархия потребностей 487
Дефицитарная мотивация и мотивация роста 496
Основные положения Маслоу относительно природы человека 501
Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории 506
Применение: характеристики самоактуализирующихся людей 514
Глава 11 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС
528
Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 529
Биографический очерк 529 ,
Точка зрения Роджерса на природу человека 533
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации 534
Феноменологическая позиция Роджерса 537
Я-концепция: "все-таки кто я?" 539
Полноценно функционирующий человек 548
Основные положения Роджерса относительно природы человека 551
Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории 556
Применение: терапия, центрированная на человеке 563
Глава 12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
574
Основные положения в ретроспективе 575
Оценка теорий личности 579
Наступление эры персонологии 587
Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности 591
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.
В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная - не первая и не последняя - попытка обобщить, а точнее, осмыслить по - новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет - собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами - энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.
Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд - подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.
Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие - меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия - далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей - это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».
Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,
канд. психол. наук М. А. Гулина
С. - Петербургский государственный университет
Нашим женам Джин и Элизабет
Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку
Ларри А. Хьелл - доцент психологии в Государственном университете Нью - Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально - личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д - р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально - личностное) АПА.
Дэниел Дж. Зиглер - профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д - р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д - р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.
Предисловие
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.
Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.
ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ
План семинара:
2. Когнитивно-познавательная сфера личности. Интеллектуальный потенциал.
3. Мотив и мотивация. Каузальная атрибуция.
4. Потребности личности. Специфически человеческие потребности.
5. Отрицательные психические состояния. Фрустрация.
6. Гуманистическая теория личности. А. Маслоу и Э. Фромм
Контрольные вопросы для семинарских занятий:
1. Как определяется личность в психологии?
2. Что такое мышление и интеллект?
3. Что такое память? Опишите основные виды памяти.
4. Дайте развернутую характеристику понятию способностей.
5. Дайте определение понятию мотива в психологии.
6. В чем отличие мотивации от мотива?
7. Опишите основные человеческие потребности.
8. Каковы место и роль потребностей в поведении человека?
9. Изложите основные принципы гуманистической психологии в теории мотивации (по А. Маслоу).
Основная литература к теме:
1. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008
2. Покровский А. В. Психология: учебник для студентов Вузов. - М.: «Академия», 2007
3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008
4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для Вузов. - Спб.: «Питер», 2008
5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2007
6. Тертель А. Л. Психология: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2009
7. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2008.
8. Радугин А. А. Психология и педагогика. М., «Центр». 2009.
9. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001.
Дополнительная литература к теме:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
2. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. II. - М., 1989.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
Примерные темы рефератов:
1. Роль и значение потребностей в структуре личности
2. Личность: мотив и мотивация
3. Проблема личности в гуманистической психологии
4. Природа человеческих способностей
5. Проблема самоактуализации в персонологии
6. Личность в учении Э. Фромма
7. Формирование и развитие основных человеческих способностей
8. Отрицательные психические состояния человека
9. Проблема свободы в концепции Э. Фромма
10. Персонология – плюсы и минусы подхода
Введение...................................................................................................................................... 6
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24…………………….…………….6 Что такое личность? Альтернативные ответы…………………………………………………….6
Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008С. 189-190, 198-208, 212-224.............................................................................................................................................................. 8
Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001. С. 374 – 390........................ 22
1. Понятие о способностях.......................................................................................................... 22
2. Природа человеческих способностей..................................................................................... 28
3. Развитие способностей............................................................................................................ 28
Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001 С. 462 – 469, 496 - 507........ 31
1. Мотив и мотивация.................................................................................................................. 31
2. Мотивация и личность............................................................................................................. 35
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001С. 479 – 480, 487 – 501.............................. 42
1. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу............................... 42
2. Мотивация: Иерархия потребностей...................................................................................... 43
3. Физиологические потребности............................................................................................... 44
4. Потребности безопасности и защиты..................................................................................... 44
5. Потребности принадлежности и любви................................................................................ 45
6. Потребности самоуважения.................................................................................................... 46
7. Потребности самоактуализации............................................................................................. 47
Введение
Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.
В данном пособии приведены взгляды нескольких авторов, рассматривающих сферу мотивации личности, которые анализируют природу специфически человеческих потребностей, отличия человеческих потребностей. Ниже приведены также взгляды одних из наиболее известных персонологов (Э. Фромма и А. Маслоу) на роль и место человеческих потребностей в поведении человека.
В настоящем методическом пособии представлены также фрагменты работ авторов, которые рассматривают интересы и психологические установки как детерминанты направленности человеческой деятельности. Во фрагментах нижеприведенных работ анализируются и отрицательные психические состояния человека (фрустрация и т. д.); освещаются вопросы, касающиеся предупреждения отрицательных состояний человеческой психики.
Структура настоящего методического пособия представляет собой копии статей авторов, занимающимися проблемами анализа психического склада личности. В Начале каждой из представленной ниже работ указывается источник материала с номерами страниц и приводятся выходные данные издания. Выше приведен список тем и вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинарских занятиях по психологии, указывается основная и дополнительная литература, использованная при составлении данного пособия, и также приводится список тем для написания рефератов по данной проблеме.
Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занимается особый подраздел в структуре академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих главах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, проходили проверку в эмпирическом исследовании.
Другая отличительная черта психологии личности - особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этом пособии, предполагает использование той или иной техники оценки. Наконец, как вы увидите дальше, личность - это поле для исследований, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении патологического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологией. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обращаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индивидуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и почему люди отличаются друг от друга.
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина - их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24.
Что такое личность? Альтернативные ответы
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непрофессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и других социально желательных характеристик. Подобный подход порождает комментарии вроде «Майк - личность что надо» и «Сюзанна - неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная концепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она оставляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.
Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он - «общительная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы наблюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения. К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возможность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин «личность» в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. Когда мы отзываемся об Эмме как о «необыкновенной личности», мы, вероятно, имеем в виду ее доброжелательность, искренность или готовность помочь другим Однако психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценочном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения.
Существующие в разных системах психологии учения о личности. Ныне становится преобладающей точка зрения, согласно которой теория личности является самостоятельным междисциплинарным направлением научного исследования. См. Персонология …
Теории личности - (Personality theories). Различные системы внутренне согласованных концепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целостного индивидуума, функционирующего в реальном мире … Теории личности: глоссарий
Межличностное познание: имплицитные теории личности - (англ. implicit скрытый, подразумеваемый, не выраженный прямо) являются важной составляющей процесса О. и познания людьми друг друга. Имплицитные теории личности (И. т. л.) совокупность житейских представлений о личностных свойствах и их… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Типовые теории личности - Способы классификации людей по ограниченному числу психологических характеристик. В отличие от других классификаций личпости (например, экстравертностъ), типовые классификации строятся по принципу «все или ничего» т. е. человек принадлежит либо к … Большая психологическая энциклопедия
Теории личности в перспективе соц. научения это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н. приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность … Психологическая энциклопедия
Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
Культурологи ческие и социально психологические теории, описывающие и объясняющие человеч. поведение и социальную реальность через взаимодействие между людьми. Элементы Т.в. содержались в социологии Зиммеля, феноменологии Гуссерля и… … Энциклопедия культурологии
ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА - теории, рассматривающие массовость в качестве решающей характеристики всех процессов совершающихся в современном об ве и объясняющие его специфику. Идейным истоком Т.м.о. является консервативно аристократич. критика революционных преобразований в … Российская социологическая энциклопедия
Теории личностных черт - направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Теории преступного поведения зарубежные - Механизм преступного (асоциального) поведения широко исследуется за рубежом с различных точек зрения (физиологической, антропологической, криминологической, социальной, социально психологической и т.д.), в соответствии с различными… … Энциклопедия современной юридической психологии
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.
В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная - не первая и не последняя - попытка обобщить, а точнее, осмыслить по - новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет - собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами - энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.
Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд - подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.
Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие - меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.
Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия - далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).
Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей - это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».
Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,
канд. психол. наук М. А. Гулина
С. - Петербургский государственный университет
Нашим женам Джин и Элизабет
Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку
Ларри А. Хьелл - доцент психологии в Государственном университете Нью - Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально - личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д - р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально - личностное) АПА.
Дэниел Дж. Зиглер - профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д - р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д - р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.
Предисловие
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.
Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.