4 хьелл л зиглер а теории личности. Теории личности - Л. Хьелл, Д. Зиглер. Уровни сознания: топографическая модель

Теории личности - Л. Хьелл , Д. Зиглер - 1997.

Монография видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресована всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующимся вопросами современной психологии личности, межличностным и семейным отношениям. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теорий (психодинамическая, бихевиоральная, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию 9
Об авторах 13
Предисловие 14
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ 19
Теории личности 25
Компоненты теории личности 28
Критерии оценки теории личности 35
Основные положения, касающиеся природы человека 40
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 56
Метод анамнеза 62
Корреляционный метод 64
Экспериментальный метод 69
Оценка личности 77
Типы методов оценки 82
Резюме 96
Глава 3 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД 105
Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 106
Биографический очерк 106
Психоанализ: основные концепции и принципы 110
Инстинкты - движущая сила поведения 116
Развитие личности: психосексуальные стадии 118
Природа тревоги 127
Основные положения Фрейда относительно природы человека 133
Эмпирическая валидизация психодинамических концепций 137
Применение: психоаналитическая терапия - исследование бессознательного 146
Глава 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 161
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности 162
Биографический очерк 162
Основные тезисы индивидуальной психологии 165
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 167
Основные положения Адлера относительно природы человека 182
Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии 187
Приложение: невроз и его лечение 191
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности 197
Биографический очерк 198
Аналитическая психология: основные концепции и принципы 199
Резюме -206
Глава 5 ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ 214
Эрик Эриксон: эго - теория личности 215
Биографический очерк 215
Эго-психология: результат развития психоанализа 217
Эпигенетический принцип 219
Развитие личности: психосоциальные стадии 221
Основные положения Эриксона относительно природы человека 235
Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории 239
Применение: американские подростки, или "кто я такой?" 243
Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах 246
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности 246
Биографический очерк 247
Гуманистическая теория: основные концепции и принципы 248
Карен Хорни: социокультурная теория личности 254
Биографический очерк 254
Социокультурная теория: основные концепции и принципы 255
Глава 6 ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ И ГАНС АЙЗЕНК 270
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности 271
Биографический очерк 271
Что такое личность 273
Концепция черты личности 274
Проприум: развитие самости 281
Функциональная автономия: прошлое - это прошлое 285
Зрелая личность 288
Основные положения Олпорта относительно природы человека 290
Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности 295
Применение: изучение ценностей 300
Подход к личности с позиции факторного анализа 303
Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности 305
Биографический очерк 305
Теория черт личности: основные концепции и принципы 307
Ганс Айзенк: теория типов личности 314
Биографический очерк 314
Основные концепции и принципы теории типов личности 315
Глава 7 НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: Б Ф СКИННЕР 331
Б Ф Скиннер: теория оперантного научения 332
Биографический очерк 332
Подход Скиннера к психологии 334
Респондентное и оперантное поведение 339
Основные положения Скиннера относительно природы человека 352
Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения 357
Применение: лечение, основанное на оперантном научении 361
Глава 8 СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА И ДЖУЛИАН РОТТЕР 373
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности 374
Биографический очерк 374
Основные принципы социально-когнитивной теории 376
Научение через моделирование 380
Подкрепление в научении через наблюдение 385
Основные положения Бандуры относительно природы человека 392
Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории 397
Применение: "власть человеку" - саморегулируемое изменение 405
Джулиан Роттер: теория социального научения 410
Биографический очерк 410
Теория социального научения: основные концепции и принципы 412
Резюме 422
Глава 9 КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ДЖОРДЖ КЕЛЛИ 431
Джордж Келли: когнитивная теория личности 432
Биографический очерк 432
Основы когнитивной теории 434
Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы 438
Основной постулат и некоторые выводы из него 444
Основные положения Келли относительно природы человека 453
Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории 457
Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли 466
Глава 10 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: АБРАХАМ МАСЛОУ 479
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности 480
Биографический очерк 480
Основные принципы гуманистической психологии 482
Мотивация: иерархия потребностей 487
Дефицитарная мотивация и мотивация роста 496
Основные положения Маслоу относительно природы человека 501
Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории 506
Применение: характеристики самоактуализирующихся людей 514
Глава 11 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС 528
Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 529
Биографический очерк 529 ,
Точка зрения Роджерса на природу человека 533
Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации 534
Феноменологическая позиция Роджерса 537
Я-концепция: "все-таки кто я?" 539
Полноценно функционирующий человек 548
Основные положения Роджерса относительно природы человека 551
Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории 556
Применение: терапия, центрированная на человеке 563
Глава 12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 574
Основные положения в ретроспективе 575
Оценка теорий личности 579
Наступление эры персонологии 587
Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности 591
Резюме
Вопросы для обсуждения
Глоссарий
Библиография
Рекомендуемая литература

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная - не первая и не последняя - попытка обобщить, а точнее, осмыслить по - новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет - собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами - энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд - подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие - меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия - далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей - это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,

канд. психол. наук М. А. Гулина

С. - Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет

Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Ларри А. Хьелл - доцент психологии в Государственном университете Нью - Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально - личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д - р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально - личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер - профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д - р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д - р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Предисловие

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ

План семинара:

2. Когнитивно-познавательная сфера личности. Интеллектуальный потенциал.

3. Мотив и мотивация. Каузальная атрибуция.

4. Потребности личности. Специфически человеческие потребности.

5. Отрицательные психические состояния. Фрустрация.

6. Гуманистическая теория личности. А. Маслоу и Э. Фромм

Контрольные вопросы для семинарских занятий:

1. Как определяется личность в психологии?

2. Что такое мышление и интеллект?

3. Что такое память? Опишите основные виды памяти.

4. Дайте развернутую характеристику понятию способностей.

5. Дайте определение понятию мотива в психологии.

6. В чем отличие мотивации от мотива?

7. Опишите основные человеческие потребности.

8. Каковы место и роль потребностей в поведении человека?

9. Изложите основные принципы гуманистической психологии в теории мотивации (по А. Маслоу).


Основная литература к теме:

1. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008

2. Покровский А. В. Психология: учебник для студентов Вузов. - М.: «Академия», 2007

3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008

4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для Вузов. - Спб.: «Питер», 2008

5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. – Спб.: «Питер», 2007

6. Тертель А. Л. Психология: учебное пособие. – М.: «Проспект», 2009

7. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2008.

8. Радугин А. А. Психология и педагогика. М., «Центр». 2009.

9. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001.

Дополнительная литература к теме:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лек­ций. М., 1988.

2. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, са­мосознание: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. II. - М., 1989.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Примерные темы рефератов:

1. Роль и значение потребностей в структуре личности

2. Личность: мотив и мотивация

3. Проблема личности в гуманистической психологии

4. Природа человеческих способностей

5. Проблема самоактуализации в персонологии

6. Личность в учении Э. Фромма

7. Формирование и развитие основных человеческих способностей

8. Отрицательные психические состояния человека

9. Проблема свободы в концепции Э. Фромма

10. Персонология – плюсы и минусы подхода

Введение...................................................................................................................................... 6

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24…………………….…………….6 Что такое личность? Альтернативные ответы…………………………………………………….6

Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие. – М., «Проспект», 2008С. 189-190, 198-208, 212-224.............................................................................................................................................................. 8

Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001. С. 374 – 390........................ 22

1. Понятие о способностях.......................................................................................................... 22

2. Природа человеческих способностей..................................................................................... 28

3. Развитие способностей............................................................................................................ 28

Р. С. Немов Психология. В 3 книгах. Кн. 1. М., «Владос». 2001 С. 462 – 469, 496 - 507........ 31

1. Мотив и мотивация.................................................................................................................. 31

2. Мотивация и личность............................................................................................................. 35

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001С. 479 – 480, 487 – 501.............................. 42

1. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу............................... 42

2. Мотивация: Иерархия потребностей...................................................................................... 43

3. Физиологические потребности............................................................................................... 44

4. Потребности безопасности и защиты..................................................................................... 44

5. Потребности принадлежности и любви................................................................................ 45

6. Потребности самоуважения.................................................................................................... 46

7. Потребности самоактуализации............................................................................................. 47

Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.

В данном пособии приведены взгляды нескольких авторов, рассматривающих сферу мотивации личности, которые анализируют природу специфически человеческих потребностей, отличия человеческих потребностей. Ниже приведены также взгляды одних из наиболее известных персонологов (Э. Фромма и А. Маслоу) на роль и место человеческих потребностей в поведении человека.

В настоящем методическом пособии представлены также фрагменты работ авторов, которые рассматривают интересы и психологические установки как детерминанты направленности человеческой деятельности. Во фрагментах нижеприведенных работ анализируются и отрицательные психические состояния человека (фрустрация и т. д.); освещаются вопросы, касающиеся предупреждения отрицательных состояний человеческой психики.

Структура настоящего методического пособия представляет собой копии статей авторов, занимающимися проблемами анализа психического склада личности. В Начале каждой из представленной ниже работ указывается источник материала с номерами страниц и приводятся выходные данные издания. Выше приведен список тем и вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинарских занятиях по психологии, указывается основная и дополнительная литература, использованная при составлении данного пособия, и также приводится список тем для написания рефератов по данной проблеме.

Термин «личность» имеет несколько различных значений. Ее изучением занима­ется особый подраздел в структуре академической психологии, который охватыва­ет широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представле­ний. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. В следующих гла­вах мы приведем характерные примеры, иллюстрирующие, как идеи, положения и принципы, выдвинутые психологами для объяснения поведения человека, прохо­дили проверку в эмпирическом исследовании.

Другая отличительная черта пси­хологии личности - особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографи­ческих и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности, которое мы рассматриваем в этом пособии, предполагает использование той или иной техники оценки. Наконец, как вы увидите дальше, личность - это поле для исследо­ваний, результаты которых позволяют продвинуться в понимании и лечении пато­логического поведения. По сути дела, некоторые подходы к изучению личности (такие как психодинамический, когнитивный или феноменологический) дают богатый материал для размышления о том, что же представляют собой нарушения поведения и каковы пути их преодоления. Тем не менее, современную психологию личности не надо отождествлять с патопсихологией или клинической психологи­ей. Чтобы добиться предельной ясности, персонологи гораздо более склонны обра­щаться к нормальному поведению индивида, чем к отклоняющемуся от нормы. С другой стороны, психология личности традиционно отделилась от остальных психологических дисциплин благодаря тому, что здесь делается акцент на индиви­дуальные различия между людьми. Хотя персонологи признают, что в способах поведения людей есть сходство, они прежде всего стремятся объяснить, как и поче­му люди отличаются друг от друга.

Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстракт­ное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмо­ции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенно­сти поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, обще­принятого значения этого термина - их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу.

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Спб., 2001. С. 22 – 24.

Что такое личность? Альтернативные ответы

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном дей­ствии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда иг­рает определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обра­щенное к окружающим. Эта точка зрения совпадает с мнением современного непро­фессионала, который обыкновенно оценивает личность по критериям обаяния, умения вести себя в обществе, популярности, физической привлекательности и дру­гих социально желательных характеристик. Подобный подход порождает коммен­тарии вроде «Майк - личность что надо» и «Сюзанна - неприятная личность». Именно такое представление о личности находит выражение в обещании, даваемом различными курсами по созданию имиджа «сделать вас личностью». Данная кон­цепция целиком расположена вне сферы научной психологии, поскольку она остав­ляет в стороне многие особенности поведения, в действительности заслуживающие того, чтобы их изучали в контексте личности.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он - «общи­тельная личность» или «робкая личность», имея в виду, что робость или дружелю­бие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы на­блюдаем отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними, то есть можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенно­сти окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения. К сожалению, при таком, в общем, популярном использовании термина упускается из виду возмож­ность того, что человек может быть или раскованным, или робким в зависимости от конкретной обстановки. К тому же термин «личность» в понимании большинства персонологов не предполагает оценки характера человека или его социальных навы­ков. Когда мы отзываемся об Эмме как о «необыкновенной личности», мы, вероятно, имеем в виду ее доброжелательность, искренность или готовность помочь другим Однако психологи, изучающие личность, не употребляют характеристик в оценоч­ном значении (то есть не делят личности на хорошие и плохие).

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой об­ласти. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, со­ставляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутрен­нее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индиви­дууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концеп­цию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец, Альберт Бандура рас­сматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния ин­дивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концеп­ций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в перво­начальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального согла­шения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения.

Существующие в разных системах психологии учения о личности. Ныне становится преобладающей точка зрения, согласно которой теория личности является самостоятельным междисциплинарным направлением научного исследования. См. Персонология …

Теории личности - (Personality theories). Различные системы внутренне согласованных концепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целостного индивидуума, функционирующего в реальном мире … Теории личности: глоссарий

Межличностное познание: имплицитные теории личности - (англ. implicit скрытый, подразумеваемый, не выраженный прямо) являются важной составляющей процесса О. и познания людьми друг друга. Имплицитные теории личности (И. т. л.) совокупность житейских представлений о личностных свойствах и их… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Типовые теории личности - Способы классификации людей по ограниченному числу психологических характеристик. В отличие от других классификаций личпости (например, экстравертностъ), типовые классификации строятся по принципу «все или ничего» т. е. человек принадлежит либо к … Большая психологическая энциклопедия

Теории личности в перспективе соц. научения это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н. приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность … Психологическая энциклопедия

Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия

Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия

Культурологи ческие и социально психологические теории, описывающие и объясняющие человеч. поведение и социальную реальность через взаимодействие между людьми. Элементы Т.в. содержались в социологии Зиммеля, феноменологии Гуссерля и… … Энциклопедия культурологии

ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА - теории, рассматривающие массовость в качестве решающей характеристики всех процессов совершающихся в современном об ве и объясняющие его специфику. Идейным истоком Т.м.о. является консервативно аристократич. критика революционных преобразований в … Российская социологическая энциклопедия

Теории личностных черт - направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Теории преступного поведения зарубежные - Механизм преступного (асоциального) поведения широко исследуется за рубежом с различных точек зрения (физиологической, антропологической, криминологической, социальной, социально психологической и т.д.), в соответствии с различными… … Энциклопедия современной юридической психологии

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная - не первая и не последняя - попытка обобщить, а точнее, осмыслить по - новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет - собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами - энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд - подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие - меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960–х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия - далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей - это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,

канд. психол. наук М. А. Гулина

С. - Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет

Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Ларри А. Хьелл - доцент психологии в Государственном университете Нью - Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально - личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д - р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8–го Подразделения (социально - личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер - профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д - р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д - р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Предисловие

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.