Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности
Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.
С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.
Аквариум – это маленькая экосистема, которая обладает всеми признаками экосистемы. Несмотря на то, что она искусственная, то есть создана с помощью человека, на ее примере легко проследить основные биологические и экологические закономерности. Аквариум как экосистема – простая и понятная модель. Ее часто используют для объяснения в школах и колледжах.
Нередко на уроках биологии можно услышать вопрос: почему аквариум можно назвать моделью экосистемы? Назови или перечисли основные экологические группы животных и растений? Разберемся, что на самом деле происходит за стеклом, и как живым организмам удается самоорганизоваться в экосистему.
Экосистема, по определению, является единством среды обитания и живых организмов. Внутри экосистемы каждый организм выполняет свою биологическую роль, поддерживая общее равновесие системы и участвуя в круговороте веществ.
Экологические группы организмов
Существует три основных группы организмов:
- Продуценты – производители.
- Консументы – потребители.
- Редуценты – разрушители.
Производители – это, преимущественно, растительные организмы. Сюда же можно отнести некоторые виды цианобактерий. Производители создают органическое вещество. Как они это делают? С помощью фотосинтеза. В растениях ил минеральных веществ образуются органические вещества, которые растение использует для роста и развития. Поэтому экосистема в аквариуме не остается без пищи. Можно заметить, что даже при достаточном количестве корма, рыбы все равно объедают водоросли – потому что это их естественное поведение.
Вторая группа – это потребители. Сюда относятся практические все животные, которые едят растения или других животных. Те, кто поедает растительную пищу, называются консументами первого порядка. Их поедают консументы второго порядка, и так далее. Обычно аквариумисты не держат потребителей второго порядка вместе с растительноядными – мало кому хочется, чтобы рыбы поедали друг друга.
Разрушители – это в большинстве своем грибы и бактерии. Кроме них, к разрушителям в аквариуме можно отнести улиток и сомов, которые чистят стены. Разрушители необходимы для переработки отработанной и мертвой органики. Если бы их не существовало, то вода быстро загрязнялась.
Таким образом, в рамках аквариума искусственная экосистема организовывается в соответствии с основными экологическими правилами. Закрытая экосистема аквариум несовершенна, поэтому требует поддержки от человека.
Особенности аквариума
Размеры и форма отличаются в зависимости от его назначения. В домах чаще всего установлены прямоугольные сосуды или в форме чаши – в них рыбы лучше просматриваются.
По назначению выделяют несколько типов:
- Для выращивания мальков. После их пересаживают в аквариумы для взрослой рыбы.
- Декоративные – предназначены для установки в общественных местах и жилых помещениях. Могут быть самой разной формы и размера.
- Карантинные – для содержания больных рыб до выздоровления. Опытные заводчики помещают в них также только что приобретенных рыб – чтобы убедиться, что они не больны.
- Нерестовые – в них рыбы нерестятся. Мальков затем пересаживают в специальный аквариум.
Существуют и другие разновидности – например, селекционные аквариумы и отсадочные.
Что касается формы, то выбор зависит от назначения. Круглый сосуд отлично подходит для декоративного оформления – но его объем небольшой, а количество видов, доступных к содержанию, ограничено. В нем можно держать меченосцев, молинезий, гуппи. Другие виды выживут, но скорее всего не будут размножаться в тесном пространстве. К тому же в круглую чашу сложно установить дополнительное оборудование. Еще одна проблема – искажение света, которое негативно сказывается на поведении и здоровье рыб.
Самый популярный – прямоугольный. Объем зависит от количества и видов рыб. Перед покупкой лучше проконсультироваться с опытным аквариумистом.
Влияние на человека
Аквариум как маленькая искусственная экосистема очень прост в уходе, поэтому аквариумы, называемые антистрессовыми, часто устанавливают в местах длительного ожидания. Замкнутая экосистема за стеклом – это отличное средство для того, чтобы успокоиться и расслабиться.
Психологи советуют устанавливать аквариумы всем, кто склонен к тревоге. Спокойное созерцание позволяет быстрее восстанавливать работоспособность, снимает эмоциональное напряжение.
Есть и более явные физиологические эффекты – вода испаряясь увлажняет воздух, а значит, облегчает засыпание. У детей уход за аквариумными рыбками пробуждает чувство ответственности, а наблюдение за ними помогает творческому развитию.
Однажды летом Лена зачерпнула в озере це-лую банку воды, посадила туда карасей и ста-ла наблюдать. Каждый день воду приходилось менять, иначе она мутнела и рыбам стано-вилось нечем дышать. Лене было непонятно, почему её маленький аквариум требовал по-стоянного внимания, и она спросила об этом Мишу.
Брат напомнил Лене, что аквариум — это маленькая искусственная экосистема. Экосистема устойчива только в том случае, ес-ли в ней действуют законы природы. Миша посоветовал Лене вспомнить всё, что она зна-ет об экосистемах.
Попробуем проследить роль различных оби-тателей аквариума в круговороте веществ .
Зелёные растения («кормильцы») производят на свету из простых веществ органическую пищу и кислород для себя и для всех обита-телей аквариума. Мелкие рачки (дафнии и циклопы), моллюски и рыбы используют для дыхания кислород (растворённый в воде) и выделяют углекислый газ, который снова поглощается растениями.
Но сделать аквариум настоящей экологиче-ской системой — такой, которая могла бы существовать без вмешательства человека, — очень трудно. Для этого растения и животных в аквариум нужно подбирать со знанием дела.
Давай познакомимся с обычными обитателя-ми аквариумов. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями . На самом деле, кроме водорослей, в аквариум обычно помещают и некоторые цветковые рас-тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко, но живут в аквариуме долго.
Самые распространённые обитатели аквариу-мов — рыбы . Познакомься с основными вида-ми аквариумных рыб. Большинство из них ро-дом из тропиков, поэтому вода в аквариуме должна быть тёплой — от 20 до 27 °С. Наибо-лее популярны гуппи и меченосцы , так как они очень неприхотливы и их легко содержать.
Конечно, не все рыбы, которых держат в аквариуме, родом из тропиков. Давным-давно в Китае из золотого карася , родственника на-шего карася, вывели золотых рыбок . Посколь-ку караси живут в умеренном климате, золо-тых рыбок по сравнению с тропическими со-держат в более холодной воде. Материал с сайта
Кроме рыб в аквариум иногда помещают других животных : моллюсков , раков , черепах . Самые распространённые из них обитатели ак-вариума — моллюски катушки . Реже можно встретить более крупных улиток — ампулярий .
Очень часто освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёной тиной — мельчайшими во-дорослями. Они выделяют живительный кисло-род, но загораживают свет. На помощь прихо-дят улитки-катушки , которые счищают водо-росли со стекла.
Раков и черепах можно видеть в аквариу-мах гораздо реже. Ведь они — хищники и поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому раков и черепах лучше со-держать отдельно от рыб.
Если ты всерьёз захочешь, чтобы у тебя до-ма была своя маленькая искусственная эко-система, последуй сначала хорошему совету. Найди книгу об аквариумах и внимательно прочти её. Тогда твой подводный мир полу-чится по-настоящему устойчивым и долго бу-дет радовать тебя.
На этой странице материал по темам:
Вывод об устойчивости искусственной экосистемы(аквариума)
Аквариум – искусственная экосистема. обитатели аквариума почему выбрал эту тему
Лабораторная работа экосистема аквариума
Что такое экосистема аквариума
Доклад рыбы в аквариуме
Вопросы по этому материалу:
В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.
- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.
Группа №1.
ВОДА
Инструкция:
Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:
1. Рассмотрите образцы воды.я
2.Заполните таблицу.
|
3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.
4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.
5.Дайте ответ по плану.
План ответа
Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)
Из дополнительной статьи мы узнали ________________
и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)
Группа №2.
(коричневый конверт)
ПОЧВА (грунт)
Инструкция:
1.Прочитайте статью о грунте.
ГРУНТ.
Грунт
– почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.
2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.
3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________
Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______
и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)
Группа №3.
Свет.
1.Прочтите текст.
В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы
аквариум не зарастал водорослями?
План ответа:
Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)
Группа №4.
Кислород.
1.Прочтите текст.
Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?
2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)
В процессе исследования заполняется таблица.
Компоненты экосистемы | Аквариум – ЭКОСИСТЕМА? | Участие человека | Выводы |
1.Воду отстоять. |
|||
2.Промыть средних размеров грунт. |
|||
3.Использовать лампу и компрессор. |
|||
+ |
Разделы: Начальная школа
Класс: 3
Вид урока: комбинированный урок
Цели урока:
- познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
- проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
- развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
- научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- схема экосистемы поля, аквариума;
- иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
- учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
- медиапроектор;
- карточки с тестом.
Базовые понятия урока:
- экосистема,
- цепь питания,
- три "профессии",
- аквариум,
- растения аквариума,
- животные аквариума,
- значение аквариумов.
Определение понятий урока:
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.
Три профессии:
- Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
- Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
- Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.
Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.
План урока:
Этапы урока |
Виды и формы работы |
1. Орг. момент | Приветствие |
2. Проверка знаний учащихся | Блиц-опрос Тест “Экосистема поля” Развитие навыков самоконтроля |
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) | Блиц-опрос Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей |
4. Совместное открытие знаний | Эвристическая беседа с опорой на личный опыт
детей. Объяснение нового материала. Работа с учебником. Сообщения детей. |
5. Физкультминутка | Комплекс упражнений |
6. Этап закрепления изученного | Обучение способам самостоятельного
применения знаний
Работа с учебником |
7. Подведение итогов | Рефлексия. Составление модели “Экосистема аквариума” |
8. Домашнее задание | Дифференциация |
9. Релаксация | Просмотр видеофильма |
ХОД УРОКА
Слайд 1
1. Блиц-опрос
2. Тест “Экосистема поля”
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах )
- Поле – это…
- природная экосистема;
- искусственная экосистема.
- Культурные растения – это…
- одуванчик, вьюнок, осот;
- подсолнечник, лён, рис.
- Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
- сорняки;
- яркие цветы.
- Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
- ядохимикатов;
- живых помощников.
Проверьте свою работу.
Подведём итог:
Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная )
Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай )
Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили
хорошо.
1. Блиц-опрос
Учитель | Дети | ||||||||||||||||||
- Вспомним ещё раз основные понятия темы | На доске выстраивают схему (по мере
получения ответов на вопросы
)
|
||||||||||||||||||
- Что такое экосистема? | ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. | ||||||||||||||||||
- Назовите составные части экосистемы? | |||||||||||||||||||
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? | Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”) | ||||||||||||||||||
- Что такое искусственная экосистема? | Экосистема, созданная человеком. | ||||||||||||||||||
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно? |
2. Постановка проблемы
Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.
Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.
Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.
- Совместное открытие знаний
1. Эвристическая беседа
- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. | Рассматривают рисунок. |
- Какую экосистему создала Лена? | Лена создала экосистему – аквариум. |
- Какая она – природная или искусственная? Почему? | Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек. |
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? | - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом. |
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? | Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители). |
2. Объяснение нового материала.
Слайд 9 (Просмотр презентации)
В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.
Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)
Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.
Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.
Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.
Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.
Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.
Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип ), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип ). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.
В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.
Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.
Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.
Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.
Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.
Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.
У кого из вас есть аквариум с его обитателями?
Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?
Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.
3. Работа с учебником
Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.
Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители )
4. Сообщения учащихся
Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление изученного материала.
1. Беседа
Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком )
Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)
2. Выполнение задания 4 на стр.76.
Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок. )
Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений. )
Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум )
Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см) )
3. Выполнение задания 5 на стр.76.
Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.
Слайд 24, щелчок
Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).
Слайд 25, щелчок
Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).
Слайд 26, щелчок
Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).
Слайд 27, щелчок
Родина скалярии – Южная Америка.
Слайд 28, щелчок
Барбус родился в Южной Азии (Индия).
Слайд 29, щелчок
Родиной львиноголовки является Китай.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. )
Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)
Что нового узнали на уроке?
Что запомнилось?
О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?
- Домашнее задание.
2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77
3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию )
- Релаксация
Видеофрагмент “Коралловый рай”
Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.
Спасибо за работу!