1 послание к коринфянам глава 9. Библия онлайн. Павел в коринфе

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда‐либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

В этой главе апостол, кажется, отвечает на некоторые придирки в его адрес.

II. Заявляет о своем праве жить от благовестия и защищает его несколькими аргументами, ст. 3-14.

III. Говорит о добровольном отказе от своих привилегий и прав ради их блага, ст. 15-18.

IV. Перечисляет еще несколько примеров самоотречения ради духовной пользы и спасения других, ст. 19-23.

V. В заключение апостол объясняет, что вдохновляет его поступать таким образом, ст. 24-27.

Стихи 1-2 . Благословенный Павел в своем служении сталкивался не только с оппозицией от внешних, но и с разочарованиями от внутренних. Он подвергался нареканиям, лжебратья оспаривали его апостольский авторитет, старались унизить его достоинство и очернить его репутацию. В частности, это имело место и в Коринфе, городе, где было сделано столько добра через него и откуда он вправе был ожидать благодарности. Тем не менее среди них были такие, что причиняли ему слишком много беспокойства и горя. Некоторые из коринфян сомневались в апостольстве Павла и даже совсем отвергали его. Он отвечает на их придирки в данной главе и притом таким образом, чтобы поставить себя в пример самоотречения ради блага других, к чему он призывал в предыдущей главе. Итак,

1. Он отстаивает свое апостольское призвание и авторитет: Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Быть свидетелем воскресения Христа считалось одним из очень важных требований, предъявлявшихся к претендующим на апостольство. «Не свободен ли я? Не имею ли я тех же самых прав, полномочий и власти, что и прочие апостолы? Разве я не могу требовать того же самого уважения, или почета, или материального содержания, как и они?» Павел зарабатывал себе на жизнь своими собственными руками не потому, что не имел права жить от благовествования, но совсем по другим причинам.

2. В качестве доказательства своего апостольства он приводит успехи своего служения среди них: «Не мое ли дело вы в Господе? Разве не я основал, благодаря благословению Христову на мои труды, церковь среди вас? Печать моего апостольства - вы в Господе. Ваше обращение к Богу через мое служение является подтверждением того, что моя миссия от Бога».

3. Он совершенно справедливо укоряет коринфян за их неуважение к нему: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол.., ст. 2. Я трудился так долго и с таким успехом среди вас, что вам следовало бы более, чем другим, признавать и почитать меня, а не подвергать сомнению мое апостольство». То, что коринфяне подвергали сомнению апостольство Павла, было с их стороны большой неблагодарностью.

Стихи 3-14 . Утвердив свой апостольский авторитет, Павел заявляет далее о своих правах, принадлежащих его служению, в частности о праве на материальное обеспечение.

I. Он перечисляет свои права, ст. 3-6. «Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа, и получать материальную поддержку не только для самих себя, но также и для них?» Хотя Павел был одинок в то время, но он имел право жениться, если бы захотел, и брать свою жену с собою и рассчитывать на содержание церквей как для самого себя, так и для нее. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? (ст. 6).

II. Павел приводит ряд аргументов в подтверждение своих прав.

1. Из обычной практики людей и их расчетов. Каждый, кто посвятил себя какому-то делу в этом мире, рассчитывает жить за счет этого дела, ст. 79. Воины получают содержание за свою службу. Земледельцы и пастухи питаются от плодов своего труда: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (ст. 7-9). И для служителей естественно и вполне разумно ожидать средств к существованию от своего труда.

2. Из иудейского закона: По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? (ст. 8). Разве это простой человеческий обычай, установление чисто человеческого ума? Нет, это согласуется и с законом Моисея. Бог повелел в законе, чтобы не препятствовать волу есть зерно, которое он молотит. Но за кон этот был дан Богом, главным образом, не ради волов, не из заботы о них, но для того, чтобы научить людей проявлять заботу о тех, кто работает на нас или кто трудится для нашего блага, - они должны вкушать от плодов своего труда, ст. 10. Нельзя заграждать уста тому, кто самоотверженно трудится ради нашего духовного блага.

3. Из требований простой справедливости: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? То, что они сеяли в них, было несравненно лучше того, что надеялись пожать от них. Они были орудиями в руке Божией, и через них коринфяне получили большие духовные благословения. Неужели они не могли претендовать на свою долю в их телесном для поддержания своего существования? Получив через апостолов так много благ, неужели они не желали сделать для них немного добра?

4. Павел ссылается на ту поддержку, какую коринфяне оказывали другим служителям: «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?.. Вы содержите других служителей и признаете это вполне справедливым. Но кто может претендовать на поддержку коринфской церкви более меня? Кто так много потрудился для вашего блага или так послужил вам, как я?»

Заметьте: Служители должны быть почитаемы и обеспечиваемы согласно их заслугам. «Однако, - говорит апостол, -мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благочествованию Христову. Мы не настаиваем на своих правах, но предпочитаем оставаться в нужде ради служения интересам Евангелия и содействия спасению душ». Он предпочел лучше отказаться от своего права, чем своими притязаниями на него препятствовать своему успеху. Он отвергал себя, чтобы не подать соблазна, но отстаивал свои права, чтобы своим самоотречением не навести нарекания на служение как таковое. Кто великодушно пренебрегает своими правами, тот наиболее усердно ходатайствует о правах других. Ясно, что апостол руководствовался в данном случае чувством справедливости, а не себялюбием.

5. Апостол ссылается также на постановление древних иудеев: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? (ст. 13). Если иудейские священники питались от святынь, приносившихся в жертву, то неужели Христовы служители не могут питаться от своего служения?» Он утверждает, что и Христос дал такое же повеление: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (ст. 14), - они имеют право на материальное содержание, хотя и не должны требовать его или настаивать на нем». Долг членов церкви - обеспечивать материально своих служителей, согласно повелению Христа, хотя это не является обязанностью каждого служителя - требовать или принимать это обеспечение. Он может отказаться от своих прав, как Павел, и не согрешит при этом, но кто отказывает ему в поддержке, тот нарушает повеление Христа.

Стихи 15-18 . Здесь Павел говорит о том, что он несмотря на все это отказался от своих привилегий, и объясняет причины этого отказа.

I. Он говорит им, что отказался от своих прав еще в прошлом: Но я не пользовался ни чем таковым.., ст. 15. Он получал помощь от других, но не от них, и у него были на это при чины. И сейчас он пишет об этом не для того, чтобы настаивать на своих правах. Хотя он и защищает свои права, однако не претендует на них, отказывается от них ради блага коринфян и ради Евангелия.

II. Причина этого отказа была в том, что он не хотел лишиться своей похвалы: ...для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою, ст. 15. Под похвалой подразумеваются не хвастовство, или самомнение, или жажда похвал от людей, но возвышенное чувство удовлетворения и утешения. Его единственным стремлением было проповедовать Евангелие, никого не обременяя при этом. Он решил не лишаться этого удовлетворения среди коринфян. Для него лучше было умереть, чем лишиться своей похвалы, то есть чем дать повод говорить о себе, что он труду предпочитает вознаграждение. Нет, он готов был отвергнуть себя ради Евангелия.

Заметьте: Слава служителя в том, что он предпочитает успех своего служения материальным интересам, что он отвергает себя ради служения Христу и спасения душ.

III. Павел утверждает, что его самоотречение приносило ему гораздо больше удовлетворения и радости, чем проповедование Евангелия: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (ст. 16). Это мой долг, мое призвание, это труд, на который я поставлен как апостол гл 1:17. Это необходимая обязанность моя, и если я не проповедую, то я изменяю своему долгу, нарушаю ясно выраженное повеление, и горе мне». Тот, кто поставлен на это служение, обязан проповедовать Евангелие. И горе ему, если он не делает этого. Но никому, ни одному проповеднику Евангелия не вменено в обязанность совершать свой труд даром. Возможно, иногда, при некоторых обстоятельствах, он должен проповедовать, не получая содержания за свой труд, но право на него он сохраняет и вправе ожидать его от тех, среди кого он трудится. Когда же он отказывается от этого права ради Евангелия и ради душ, то проявляет при этом самоотречение, лишает себя своих прав и привилегий, делает сверх того, что требует от него долг служителя. Горе ему, если он не благовествует, но иногда он должен настаивать на содержании за свой труд, и всякий раз, когда он воздерживается от этого, лишает себя своего права, хотя иногда человек может чувствовать себя обязанным так поступать, из долга любви к Богу и ближнему.

Заметьте: Отказываться от своих прав ради блага других - это высокое достижение, оно удостоится особой награды от Господа. Ибо IV. Апостол говорит, что если мы выполняем свой долг добровольно, то получим щедрое воздаяние от Господа: Если делаю это добровольно, то буду иметь награду... Толь ко добровольное служение достойно Божией награды. Бог обещает награду не за сухое исполнение долга, а за сердечное, добровольное, радостное. Если мы не прилагаем сердца к нашим обязанностям, то они станут отвратительны для Него; это будет лишь мертвое тело религии, без жизни и духа. Служителям вверено новозаветное домостроительство, или управление, Лук 16:2. Добровольные слуги Христа не потеряют своей награды, и она будет пропорциональна их верности и усердию, а ленивые и недобровольные рабы будут призваны к ответу.

V. Подводя итог, апостол делится с коринфянами утешительной надеждой на большую награду, какую он ожидал за свое замечательное самоотречение: За что же мне награда?.. (ст. 18). За что я ожидаю воздаяния от Бога? ...За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Или: «Не настаиваю на своих правах так, чтобы повредить великой цели моего служения, отказываюсь от них ради нее». Использовать свою власть во вред целям, для которых она дана, означает злоупотреблять ею. Апостол никогда не пользовался своей властью или своим правом на материальное обеспечение своего служения, так чтобы это могло препятствовать целям его, но добровольно и охотно отвергал себя ради славы Христа и спасения душ.

Стихи 19-23 . Беря повод из предыдущего рассуждения, апостол упоминает несколько других примеров того, как он отвергал себя и отказывался от своей свободы ради блага других.

I. Он заявляет о своей свободе (ст. 19): Будучи свободен от всех... Он был свободным человекам, римским гражданином. Никому не был рабом, ни от кого не зависел материально, но всем поработил себя, чтобы больше приобрести Он вел себя, как раб, трудился для своего обеспечения, как раб. Он старался угождать, как раб угождает своему господину. Он во многих случаях вел себя, как если бы не имел никаких прав, и делал это для того, чтобы больше приобрести, то есть иметь больше обращенных в христианство. Он делал себя рабом, чтобы они могли стать свободными.

II. Он перечисляет несколько примеров того, как он делал себя рабом всех. Он приспосабливался ко всем категориям людей.

1. Для иудеев и подзаконных был как иудей и как подзаконный, чтобы приобрести их. Он покорялся закону, чтобы достичь подзаконных и расположить их сердца к Христу.

2. Для чуждых закона как чуждый закона.., то есть для язычников, как обращенных, так и не обращенных в христианство. В вопросах несущественных, не имеющих принципиального значения, он мог приспосабливаться к их обычаям и нравам ради их блага. Он мог рассуждать с философами на их собственном языке. Среди обращенных язычников он вел себя как человек, свободный от иудейских законов, хотя и не как беззаконник, но как подзаконный Христу. Он не нарушал законов Христа из угождения или потворства какому-либо человеку, однако был снисходительным и приспосабливался ко всем людям, когда это могло быть сделано законно, ради приобретения хотя бы некоторых из них. Будучи апостолом язычников, Павел мог, казалось бы, не считаться с иудеями, и тем не менее ради их блага, желая приобрести хотя бы некоторых из них для Христа, он, пренебрегая своим правом действовать иначе, сообразовывался с их обычаями и законами в некоторых случаях. Он не был щепетильным до мелочей.

3.Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных.., ст. 22. Павел не презирал и не осуждал их, но становился таким же, как они, как один из них, воздерживаясь ради них от пользования своей свободой и остерегаясь, чтобы не поставить камня преткновения на их пути. Он воздерживался от нее всякий раз, когда они могли, по слабости разумения истины или по силе своих предрассудков, впасть в грех или отступить от истины Евангелия и возвратиться в язычество из-за его свободного поведения. Он отрекся от себя ради них, ради того чтобы приобрести их души. Короче для всех он сделался всем, что бы спасти (всеми законными средствами) по крайней мере некоторых. Он не мог грешить против Бога во имя спасения своего ближнего, но с радостью готов был отказаться от себя. Права Божий он не мог предать, но от своих отказаться мог, и очень часто поступал именно так ради блага других.

III. Он приводит причину такого образа действий (ст. 23): Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его, то есть для чести Христа, Кому принадлежит Евангелие, и для спасения душ, для которых оно предназначено, чтобы и они стали причастниками всех его привилегий вместе с апостолом.

Заметьте: Сердце, горящее ревностью о Боге и жаждущее спасения людей, не будет защищать и отстаивать свои права и привилегии во вред этим целям. А кто пользуется своей властью в благовестии не к созиданию, а к разрушению дела Божиего, тот злоупотребляет ею.

Стихи 24-27 . В этих стихах Павел дает понять, что вдохновляло его действовать подобным образом. Он ожидал славную награду - нетленный венец. Он сравнивает себя с бегунами, подвизающимися в Олимпийских состязаниях, хорошо известных коринфянам, потому что они проводились по соседству с ними: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?.. (ст. 24). Итак,

I. Он побуждает их исполнять свой долг: «...Так бегите, чтобы получить. Христианское ристалище совершенно другое, чем ваше, где только один добивается награды. На нем могут получить награду все бегущие. Вы все можете бежать так, чтобы получить ее. Это должно вдохновлять вас прилагать все усердие и мужество, быть постоянными в вашем стремлении. Если вы будете хорошо бежать, то не останетесь без успеха. К тому же, допустимо благородное соревнование, вы должны стараться превзойти другого. И кто первым достигнет неба или получит более высокую на граду в этом благословенном мире, тот славно подвизался. Я бегу со всем рвением, и вы поступайте так же, видя меня бегущим впереди вас».

II. Он дает им указания, как они должны бежать, более полно представляя перед ними свой личный пример.

1. Участвующие в спортивных играх должны соблюдать режим: «Все подвижники воздерживаются от всего.., ст. 25. Во время тренировок состязающиеся придерживаются строгой диеты и дисциплины. Они отказываются от пищи, какую употребляют в другое время, и от многих привилегий, какими обычно пользуются. Разве христиане не должны тем более отказываться от своих привилегий ради такой славной цели, как предстоящая им на небесах награда? Подвижники обычно скудно питаются, причем простой пищей, во многом отказывая себе, ради того чтобы быть готовыми к состязанию. Так же поступаю и я; так должны поступать и вы, по моему примеру».

2. Они не только воздерживались от всего, но и приучали себя к трудностям. Те, кому предстояло участвовать в спортивной борьбе, во время тренировок били воздух, по выражению апостола, или размахивали руками, готовясь к настоящей борьбе с реальным противником. В христианской войне невозможны подобные упражнения. Христиане постоянно участвуют в реальной борьбе. Их враги всегда находятся в жестокой оппозиции к ним и постоянно преследуют их. Поэтому христиане должны всегда противостоять им, никогда не покидать поля боя, не сдаваться и не ослабевать. Они должны подвизаться не так, как те, что только бьют воздух, но сражаться против своих врагов во всей их силе. Одного врага Павел упоминает здесь - наше тело; его надо держать под контролем, усмирять и порабощать и таким путем держать в повиновении. Под телом следует понимать плотские желания и влечения. Апостол поставил своей задачей сдерживать, обуздывать их, и коринфяне должны были подражать ему в этом.

Заметьте: Кто хочет преуспевать духовно, тот должен усмирять свое тело, подавлять его сопротивление и держать его в подчинении, упорно сражаться с плотскими похотями, не предаваться излишествам и не желать языческих жертв, не есть их, не угождать своей плоти, с риском повредить душе брата своего. Тело должно служить духу, а не господствовать над ним.

III. Апостол, желая убедить коринфян следовать его совету, прибегает еще к одному аргументу, взятому из того же примера с подвижниками на ристалище.

1. Они подвергали себя всяким ограничениям и суровым правилам для получения венца тленного (ст. 25), а мы нетленного. Победители в спортивных состязаниях увенчивались венками из увядающих листьев и веток лавра или оливкового дерева. Но христиан ожидает нетленный венец, неувядающий венец славы, наследство нетленное, хранящееся на небесах для них. Если тот кто в перспективе имеет всего лишь ничего не стоящие восторженные крики толпы и венок из листьев, может подвергать свое тело суровым лишениям, то неужели христианин, надеющийся получить венец славы, не может приложить всех усилий, что бы поработить свои плотские наклонности и победить грех?

2. Участники в спортивных состязаниях бегут на неверное. Бегут все, но один получает награду, ст. 24. Никто из бегущих не уверен, победит он или нет. Но подвизающийся христианин не в таком неопределенном положении. Каждый может бежать так, чтобы получить награду, но только при условии, если будет держаться намеченного курса, следовать путем предписанного долга, что и означает, как полагают некоторые, бежать не так, как на неверное.., ст. 2 6. Если греческие бегуны прилагали все силы, хотя только один из них мог получить награду, то неужели христиане, каждому из которых гарантирован венец, не должны проявить гораздо больше усердия?

3. Павел предупреждает об опасности, грозящей ему самому и им в случае, если они будут уступать своим плотским наклонностям, лелея тело и потворствуя его похотям: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (ст. 27), отвергнутым, не получившим одобрения, кому судья не присудит венца.

Заметьте: Проповедник спасения может потерять спасение. Он может другим указывать путь к небу, но сам никогда не войдет туда. Апостолу был необходим святой страх, чтобы сохранить верность, сколь больше этот страх необходим нам?

 1 Павел имел право жить от благовествования, но не пользовался им. 19 «Для всех я сделался всем, чтобы спасти... некоторых». 24 О порабощении тела.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не моё ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

3 Вот моё защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

27 но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 9 глава

Уже один взгляд на карту показывает, что Коринфу было предназначено важное место. Южная Греция представляет собой почти остров. На западе Коринфский залив глубоко вдается в сушу, а на востоке — Саронический залив. И вот, на этом узком перешейке стоит город Коринф. Такое положение города неизбежно привело к тому, что Коринф стал одним из величайших торговых и коммерческих центров античного мира. Все пути сообщения из Афин и северной Греции в Спарту и на Пелопонесский полуостров проходили через Коринф.

Через Коринф проходили не только пути сообщения между южной и северной Грецией, но большая часть торговых путей из западного Средиземноморья в восточное. Крайняя южная точка Греции была известна под названием мыс Малеа (ныне мыс Матапан). Это был опасный мыс и «обойти вокруг мыса Малеа» звучало в те времена так же, как звучало позднее «обойти вокруг мыса Горн». У греков было две поговорки, ясно показывающие их мнение об этом: «Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, забудет свой дом», и «Пусть тот, кто плавает вокруг Малеа, сперва составит свое завещание».

Вследствие этого моряки выбирали один из двух путей. Они поднимались по Сароническому заливу и, если их суда были достаточно малы, перетаскивали их волоком через перешеек и потом спускали их в Коринфский залив. Перешеек и назывался Диолкос — место, через которое волокут. Если же судно было слишком большим, то груз выгружали, переносили носильщиками через перешеек на другое судно, стоящее по другую сторону перешейка. Эти семь километров через перешеек, где теперь проходит Коринфский канал, сокращали путь на 325 км, и избавляли от опасностей путешествия вокруг мыса Малеа.

Понятно, каким крупным коммерческим центром являлся Коринф. Сообщение между южной и северной Грецией проходило через него; сообщение же между восточным и западным Средиземноморьем, еще более интенсивное, явно предпочитало его пути вокруг мыса Малеа. Вокруг Коринфа теснились еще три города: Лехэуле у западного побережья, Кенхрея — на восточном побережье и на небольшом расстоянии — Скоэнус. Фаррар пишет так: «Предметы роскоши вскоре появлялись на рынках, которые посещали все народы цивилизованного мира — арабский бальзам, финикийские финики, слоновая кость из Ливии, вавилонские ковры, козий пух из Киликии, шерсть из Ликаонии, рабы из Фригии».

Коринф, по выражению Фаррара, был ярмаркой тщеславия античного мира. Люди называли его Греческим мостом, его называли также Злачным местом Греции. Кто-то однажды сказал, что если человек простоит довольно долгое время на Пикадилли в Лондоне, то он может, в конце концов, увидеть каждого жителя страны. Коринф был Пикадилли Средиземноморья. В дополнение к этому там проводились также и Истмийские игры, которые уступали по своей известности лишь Олимпийским. Коринф был богатым многолюдным городом, одним из крупнейших торговых центров древнего мира.

Порочность Коринфа

Коринф получил всеобщую известность благодаря своему торговому процветанию, но он стал также и олицетворением безнравственной жизни. Само слово «коринфовать», то есть жить по-коринфски, вошло в греческий язык и означало вести пьяную и развратную жизнь. Это слово вошло и в английский язык, и во времена регенства коринфянами звали молодых людей, ведших разгульный и безрассудный образ жизни. Позднегреческий писатель Элиан говорит, что, если когда-либо на сцене в греческой драме появлялся коринфянин, то обязательно пьяным. Само название Коринф было синонимом разгула; город был источником зла, известным во всем цивилизованном мире. Над перешейком возвышался холм Акрополь, а на нем стоял большой храм богини Афродиты. При храме жила тысяча жриц богини Афродиты, жриц любви, священных проституток, которые спускались по вечерам с Акрополя и предлагали себя каждому за деньги на улицах Коринфа, пока у греков не возникла новая поговорка: «Не каждый мужчина может позволить себе поехать в Коринф». Помимо этих грубых грехов в Коринфе процветали еще более утонченные пороки, которые привезли с собой купцы и моряки со всех концов известного в то время мира. И поэтому Коринф стал не только синонимом богатства и роскоши, пьянства и невоздержанности, но и синонимом мерзости и разврата.

История Коринфа

История Коринфа делится на два периода. Коринф — древний город. Фукидид, древнегреческий историк, утверждает, что первые триремы, греческие боевые корабли, впервые были построены в Коринфе. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго, на котором Язон плавал по морям в поисках золотого руна. Но в 235 году до Р. Хр. Коринф постигла трагедия. Рим был занят завоеванием мира. Когда римляне пытались покорить Грецию, Коринф возглавлял сопротивление. Но греки не могли выстоять против дисциплинированного и хорошо организованного римского войска и в том же году генерал Луций Мумий захватил Коринф и превратил его в груду развалин. Но место, с таким географическим положением не могло вечно пустовать. Почти ровно через сто лет после разрушения Коринфа, в 35 году до Р. Хр., Юлий Цезарь восстановил его из руин, и Коринф стал римской колонией. Более того, он становится столицей, центром римской провинции Ахаия, в которую входит почти вся Греция.

Во время Павла население Коринфа было очень пестрым.

1) В нем жили ветераны римской армии, которых поселил Юлий Цезарь. Отслужив свой срок, солдат получал римское гражданство, после чего его посылали в какой-то новый город, давали ему земельный надел, с тем чтобы он поселился там. Такие римские колонии устраивали во всем мире, и основной костяк населения в них составляли ветераны регулярной римской армии, получившие за свою верную службу римское гражданство.

2) Как только Коринф отстроился вновь, в город вернулись купцы, поскольку его отличное географическое положение давало ему существенные преимущества.

3) Среди населения Коринфа было много иудеев. Во вновь построенном городе открывались прекрасные коммерческие перспективы, и они стремились воспользоваться ими.

4) Жили там и небольшие группы финикийцев, фригийцев и народов с востока, со странными и истерическими манерами. Фаррар говорит об этом так: «Это смешанное и разнородное население, состоящее из греческих авантюристов и римских горожан, с разлагающей примесью финикийцев; там и масса иудеев, отставных солдат, философов, купцов, моряков, вольноотпущенников, рабов, ремесленников, торговцев, маклеров, агентов разных пороков и калибра». Он характеризует Коринф как колонию без аристократии, традиций и авторитетных граждан.

И вот, зная, что прошлое Коринфа и само его название были синонимами богатства и роскоши, пьянства, разврата и порока, прочтем 1 Кор. 6,9-10

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники.

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

В этом рассаднике порока, в самом, казалось бы, для этого малопригодном городе во всей Греции, совершил Павел одно из своих величайших деяний, и в нем была одержана одна из величайших побед христианства.

Павел в Коринфе

Не считая Ефеса, Павел оставался в Коринфе дольше, чем в каком-либо другом городе. С опасностью для жизни покинул он Македонию и перебрался в Афины. Здесь многого он не достиг, и потому пошел дальше в Коринф, где и оставался в течение восемнадцати месяцев. Нам станет ясней как мало мы знаем о его работе, когда узнаем, что все события об этих восемнадцати месяцах сведены в 17 стихов (Деян. 18, 1-17).

По прибытии в Коринф Павел поселился у Акилы и Прискиллы. С большим успехом проповедовал он в синагоге. После прибытия Тимофея и Силы из Македонии Павел удвоил свои усилия, но иудеи были столь враждебны и непримиримы, что ему пришлось уйти из синагоги. Он переселился к Иусту, жившему по соседству с синагогой. Самым известным из обращенных им в веру Христову был Крисп, начальник синагоги; а среди народа проповеди Павла тоже имели большой успех.

В 52 году в Коринф прибыл новый губернатор, римлянин Галлион, известный своим обаянием и благородством. Иудеи попытались воспользоваться его неосведомленностью и добротой и привели к нему на суд Павла, обвиняя его в том, «что он учит людей чтить Бога не по закону». Но Галлион, сообразуясь с беспристрастностью римского правосудия, отказался разбирать их обвинение и не принял никаких мер. Поэтому Павел смог завершить здесь свое дело и потом отправился в Сирию.

Письма в Коринф и из Коринфа

Находясь в Ефесе, Павел узнал в 55 году, что в Коринфе не все благополучно, и потому написал тамошней церковной общине. Вполне вероятно, что коринфская переписка Павла, которой мы располагаем, является неполной и что компоновка ее нарушена. Надобно помнить, что лишь в 90 году, или около этого письма и послания Павла были впервые собраны. Кажется, они имелись в различных церковных общинах лишь на кусках папируса и, поэтому, было трудно их собирать. Когда собирали послания к Коринфянам, их, по-видимому, нашли не все, собрали не полностью и расположили их не в первоначальной последовательности. Попытаемся представить себе, как это все происходило.

1) Имелось письмо, написанное до Первого послания Коринфянам. В 1 Кор. 5, 9 Павел пишет: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками». Очевидно, что это указание на ранее написанное письмо. Некоторые ученые полагают, что это письмо бесследно утеряно. Другие считают, что оно содержится во 2 Кор. 6, 14-7, 1. И действительно, этот отрывок перекликается с той темой. В контексте же Второго послания к Коринфянам этот отрывок как-то не читается. Если же перейдем непосредственно от 2 Кор. 6, 13 к 2 Кор. 7, 2, то увидим, что смысл и связь отлично сохраняются. Ученые называют этот отрывок «Предыдущим посланием». Первоначально, в посланиях не было деления на главы и стихи. Деление на главы было предпринято не ранее тринадцатого столетия, деление же на стихи не ранее шестнадцатого. Поэтому упорядочение собранных писем представляло большие трудности.

2) Различные источники сообщали Павлу о том, что в Коринфе не все ладно, а) Такие сведения доходили от домашних Хлоиных (1 Кор. 1, И). Они сообщали о ссорах, раздирающих церковную общину, б) Новости эти дошли до Павла и с прибытием в Ефес Стефана, Фортуната и Ахаика (1 Кор. 16, 17), которые личными контактами дополняли настоящее положение дел. в) Сведения эти пришли с письмом, в котором коринфская община просила Павла дать указания по различным вопросам. 1 Кор. 7, 1 начинается словами «О чем вы писали ко мне …» В ответ на все эти сообщения Павел написал Первое послание к Коринфянам и отправил его к коринфской церкви с Тимофеем (1 Кор. 4, 17).

3) Это послание вызвало, однако, дальнейшее ухудшение отношений между членами церкви, и, хотя у нас нет об этом письменных сведений, мы можем заключить, что Павел лично посетил Коринф. В 2 Кор. 12, 14 мы читаем: «И вот в третий раз я готов идти к вам». В 2 Кор. 13, 1,2 он снова пишет им, что придет к ним в третий раз. Ну, а если было третье посещение, то должно было быть и второе. Мы же знаем лишь об одном, изложенном в Деян. 18, 1-17. У нас нет никаких сведений о втором посещении Павлом Коринфа, но ведь он находился от Ефеса всего в двух-трех днях плавания на корабле.

4) Это посещение ни к чему хорошему не привело. Дела лишь обострились и, в конечном счете, Павел написал строгое послание. О нем мы узнаем из некоторых отрывков Второго послания к Коринфянам. В 2 Кор. 2, 4 Павел пишет: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами…» В 2 Кор. 1, 8 он пишет: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время». Это письмо, как результат душевных страданий, было столь суровым, что он почти было опечалился, что послал его.

Ученые называют это послание Строгим посланием. Имеем ли мы его? Очевидно, что это не Первое послание к Коринфянам, потому что оно не душераздирающее и не мучительное. Очевидно также, что во время составления этого послания положение не было безнадежным. Если же мы перечтем теперь Второе послание к Коринфянам, то столкнемся со странным обстоятельством. Из глав 1-9видно полное примирение, все друзья; но с 10-ой главы происходит резкий перелом. Главы 10-13 содержат самое душераздирающее, что Павел когда-либо писал. Они ясно показывают, что ему причинили острую боль, что он был оскорблен как никогда ни до ни после этого. Нападкам и критике подвергаются его внешность, его речь, его апостольство, его честь.

Большинство ученых полагают, что главы 10-13 — и есть Строгое послание, и, что при составлении собрания посланий Павла, оно попало не на свое место. Если мы хотим иметь точное представление о переписке Павла с Коринфской церковью, нам надо читать с начала главы 10-13 Второго послания, а главы 1-9 после них. Мы знаем, что Строгое послание Павел переслал в Коринф с Титом (2 Кор. 2, 13; 7, 13).

5) Павла волновало все, что было связано с этим посланием. Он не мог дождаться, когда Тит вернется с ответом, и отправился встретить его (2 Кор. 2, 13; 7, 5, 13). Он встретил его где-то в Македонии и узнал, что все обошлось хорошо и, возможно в Филиппах, он написал Второе послание к Коринфянам, главы 1-9, — письмо примирения.

Сталкер говорил, что послания Павла снимают покрывало неизвестности с раннехристианских общин, сообщая нам, что происходит внутри их. Лучше всего это высказывание характеризует послания к Коринфянам. Здесь мы видим, что значили для Павла слова «забота о всех церквах». Мы видим здесь и сокрушенное сердце и радости. Мы видим Павла, пастыря своей паствы, принимающего близко к сердцу ее заботы и печали.

Переписка с Коринфом

Прежде чем приступить к детальному разбору посланий, составим хронологию переписки с Коринфской общиной.

1) Предшествовавшее послание, которое, может быть, составляет 2 Кор. 6, 14-7, 1.

2) Прибытие домочадцев Хлоиных, Стефана, Фортуната и Ахаика и получение Павлом послания Коринфской церкви.

3) В ответ на все это написано Первое послание Коринфянам и отправлено с Тимофеем в Коринф.

4) Положение ухудшается еще больше, и Павел лично посещает Коринф. Это посещение оказывается настолько неудачным, что оно тяжело сокрушило его сердце.

5) В результате этого Павел пишет Строгое послание, которое, вероятно, составляет главы 10-13 Второго послания к Коринфянам, и было переслано с Титом.

6) Не в состоянии вынести ожидания ответа, Павел отправляется в путь, чтобы встретить Тита. Он встречает его в Македонии, узнает, что все образовалось и, возможно, в Филиппах пишет главы 1-9 Второго послания к Коринфянам, Послание примирения.

В первых четырех главах Первого послания к Коринфянам рассматривается вопрос о расхождениях в Божьей церкви в Коринфе. Вместо того, чтобы быть единой во Христе, она была расколота на секты и партии, отождествляющие себя с различными христианскими руководителями и учителями. Именно учение Павла вызвало этот раскол, ввиду того что Коринфяне слишком много думали о мудрости и знании человеческом и слишком мало о чистом милосердии Божием. В действительности же, несмотря на всю их, якобы, мудрость, они еще находились в незрелом состоянии. Они думали, что они мудрые, но, в сущности, они были не лучше детей.