03 первая т группа появилась в. Групповая психотерапия: теория и практика. Принцип исследовательской творческой позиции

Т-группы (группы социально-психологического тренинга)

Зарождение Т-групп или групп социально-психологического тренинга (далее Т-группы) связано с именем известного социального психолога Курта Левина, который работал в США над проблемами групповой динамики и социального действия.

В попытке объяснить феномены группового взаимодействия К. Левин разрабатывает свою теорию поля – жизненного пространства, под которым он понимает «совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Он заметил, что будучи членами общества все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга.

В условиях воинской среды Т-группы большей частью создаются для воздействия в системе межличностных отношений с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия для эффективного решения задач, стоящих перед ними. В них обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основные задачи, которые решают Т-группы: обучение деловому и личностному взаимодействию между людьми, организации их совместной деятельности и руководству подчиненными. Иногда Т-группы применяются для оказания психотерапевтического эффекта и личностного роста с целью изменения их индивидуальной психологии.

В зависимости от целей и задач, решаемых в тренинге различают следующие направления Т-групп: тренинг руководителей, тренинг сензитивности, тренинг личностного роста, тренинг коммуникативных навыков, тренинг общения, тренинг лидерских качеств, группы организационного развития и др.

К основным принципам организации Т-групп можно отнести:

1. Принцип диалогизации взаимодействия , то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников. В случае доминирования одного из участников или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

2. Принцип постоянной обратной связи , то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать наиболее оптимальную стратегию поведения.

3. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует требовать этого от участников.



4. Принцип постоянного состава группы . Тренинговая группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть имеет постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

5. Принцип погружения . Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

6. Принцип изолированности . Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает.

7. Принцип свободного пространства . В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения.

Этапы развития группы.

1) Представление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности («Какой я?»).

2) Получение реакции от других людей на собственные высказывания и поведение («Какой ты?», «Каким мы видим тебя?»).

3) Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

4) Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

Особое значение здесь придается непосредственным переживаниям участников, их самопознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь», то есть анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников.

Основной метод в Т-группах – свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми, психогимнастикой и другими приемами (более подробно эти методы будут рассмотрены далее на примере тренинга личностного роста). Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др. и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность тренингов, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.

Группы бихевиоральной ориентации

Причиной, заставившей представителей бихевиоральной школы обратиться к групповой форме психотерапии, послужило главным образом понимание того, что поведение и чувства индивидуума находятся в тесной зависимости от окружения, дающего его поведению и чувствам либо положительную, либо отрицательную оценку. Поэтому процессы научения, переучивания и отучивания значительно интенсифицируются в условиях психокоррекционной группы.

Работа в группах направлена на осознание неэффективных и апробирование новых видов поведения приемлемых не только для них самих, но и для воинской среды и общества в целом. Занятия поведенческим тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности.

Их задача – обучить участников справляться с теми или иными проблемами, выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам, возникающим в деятельности. Любой другой эффект группы рассматривается как побочный продукт специфической цели группы. В группах стараются соединить дидактическое и практическое обучение. Многие упражнения являются практическими, но форма группы – явно учебная. Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий.

К основным видам жизненных умений, которым обучают в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, профессиональной карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.

В отличие от других психокоррекционных групп, группы бихевиоральной ориентации довольно жестко структурированы, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание.

Техника групп бихевиоральной ориентации многообразна и сложна. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью и теми методами, посредством которых эта цель достигается. В прошлом бихевиоральные группы больше полагались на использование индивидуальных методов в условиях группы.

За последнее время бихевиоральные практики создали методы , использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений индивидуума.

Из различных видов групп бихевиоральной ориентации в настоящее время наиболее распространены группы тренинга уверенности в себе . Они лучше всего иллюстрируют обучение важному жизненному умению с помощью методов бихевиоральной терапии.

Для выявления степени уверенности в себе участников группы используются различные опросники. Одним из них является опросник Рейзаса. С его помощью на ранних стадиях развития группы оцениваются сильные и слабые стороны навыков уверенности в себе для определения тех сфер, где участники чувствуют себя более неуверенно.

Одной из методик тренинга, напрямую связанной с теорией бихевиоризма, является репетиция поведения . В методе репетиции поведения члены группы обучаются межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр, в ходе которых проигрываются жизненные ситуации. Обычно обучение начинается с несложных ситуаций, которые постоянно возникают в и актуальны.

Затем проигрываются более сложные ситуации. Рекомендуется составлять каждое упражнение в соответствии со следующими требованиями. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой- либо ситуации (в какой-то мере это напоминает объяснение нового материала на уроке в школе). Моделирование может происходить как с помощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе. Следует удостовериться, что все отметили характерные аспекты поведения в тренируемой ситуации.

Затем наступает фаза репетиции, когда каждый участник должен исполнить роль, которую он только что наблюдал, опробуя новый тип поведения. При этом руководитель помогает ему, при необходимости подсказывает. Следует обеспечить правильную обратную связь с участником относительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.

Наконец, наступает фаза подкрепления, то есть поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя. Существует возможность и отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания), но следует помнить, что в данном случае сильным отрицательным подкреплением могут служить неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительной обратной связи.

Наряду с репетицией поведения в группах тренинга уверенности в себе используется ряд других методик. Например, релаксационный тренинг, систематическая десенсибилизация и др.

Группы встреч

Большой вклад в развитие метода внесли яркие представители гуманистической психологии Карл Роджерс («терапия, центрированная на клиенте»), Ричард Прайс, Мишель Мерфи, Ульям Шутс и др.

Главный предмет гуманистической психологии – личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. Человек наделен возможностями непрерывного развития и самореализации, и его задача – актуализация этих возможностей, рост и развитие личности.

Название «группы встреч» происходит от слова «встреча», которое в данном конкретном случае определяется как способ установления отношений между людьми, основанных на честности и открытости, адекватном самосознании и ответственности.

Цель групп встреч – осознание и возможно более полная реализация того личностного и интеллектуального потенциала развития, который заложен в каждом человеке. Процедура совместной работы в группах встреч рассчитана на установление атмосферы доверия между участниками, открытости и безусловного принятия и одобрения каждого человека таким, каков он есть в реальной жизни.

Открытость в межличностном общении достигается постепенно за счет психологического самораскрытия каждого участника перед остальными членами группы путем установления близких, доверительных отношений между ними и безусловного положительного отношения партнеров друг к другу. Раскрытие чувств допускается только после того, как группа приобрела определенный опыт взаимодействия между ее членами, то есть тогда, когда в ней установились позитивные межличностные отношения.

В этих условиях происходит снятие внутреннего сопротивления каждого участника группы раскрытию его как личности и переход к спонтанному выражению чувств, описанию событий личной жизни и переживаний, имевших место в прошлом и открытому выражению отрицательных эмоций и чувств.

Одним из способов повышения самосознания в группах является конфронтация, выявляющая противоречия между тем, как члены группы воспринимают себя, и тем, как их воспринимают другие. Конфронтация возникает не для порождения конфликта, а с целью помочь другому человеку лучше понять и осознать себя самого в конфликтной ситуации. Конфронтация стимулирует изучение человеком собственного поведения и побуждает к его изменению.

Предполагается также, что члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в повседневной жизни. Группа не берет на себя функцию защиты своих членов, но она поощряет их к реализации собственных возможностей, к принятию самостоятельных решений и ответственности за себя.

Одна из характерных особенностей групп встреч – максимально недирективный стиль управления группой. Ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации и вынуждая их проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит с ними в группе.

Проявления негативных эмоций не тормозятся, а участники, их проявившие, наказанию не подвергаются с той целью, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые) чувства. Впоследствии опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости.

Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания. В результате, как считает К. Роджерс, «индивиды вступают в более близкий и непосредственный контакт, чем в повседневной жизни». Создается «климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностных коммуникаций.

Основные этапы в работе групп встреч :

1) Установление межличностных контактов. Иногда для облегчения этого процесса используются вымышленные имена и личностное представление членов группы друг другу. Нередко в этих целях обращаются к специальным упражнениям, направленным на установление невербальных контактов (дотрагивание руками друг до друга, зрительное изучение лица другого человека лицом к лицу, внимательное рассматривание и исследование рук партнера по общению, держа их в собственных руках и т.п.)

2) Установление отношений доверия (например, через следующее упражнение: падение назад с закрытыми глазами, при котором партнер на лету должен подхватить падающего на пол).

3) Изучение возникающих конфликтов (чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне; ведущий поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушивать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытающихся осознавать не только свои чувства и поведение, но и соперника).

4) Преодоление сопротивления к самораскрытию (например, посредством следующего упражнения: участнику группы предлагают подумать о чем-то очень сокровенном, что очень трудно открыть группе; затем предположить, что он открывает свой секрет одному из партнеров, и представить себе ответную реакцию; потом он описывает предполагаемую реакцию партнера, не открывая самого секрета).

5) Выражение сочувствия и поддержки друг другу (здесь следует учитывать, что стремление выразить поддержку, утешение или одобрение в адрес своего партнера по группе очень часто отражает эмоциональное состояние не столько поддерживаемого, сколько поддерживающего, что является материалом для обсуждения в группе).

Групповая гештальт-терапия

Основателем гештальт-терапии, ее групповой формы, считается Фредерик (Фриц) Соломон Перлз. Он обобщил имеющиеся знания в области психологии восприятия и личности различных психологических школ и органично использовал для разработки методики групповой гештальт-терапии. Позже в поисках самостоятельного метода Ф. Перлз изучил теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера.

В гештальт-терапии Ф. Перлза мы встречаем сознательный отказ от анализа прошлого опыта и работу по принципу «здесь и теперь», неприемлемость интерпретаций и комментариев событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни. Важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом.

Гештальт-образование формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться и «раствориться в фоне». Чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы.

Задача гештальт-терапии – помочь осознать клиенту свою потребность, сделать ее более четкой, выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельности индивидуума, показателем его психического здоровья.

Таким образом, основной целью групповой гештальт-терапии Ф. Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в процессе жизненного цикла, пробуждение скрытых возможностей каждого путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению по пути к зрелости. Под зрелостью Ф. Перлз понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. При этом в центре внимания оказываются невротические механизмы нарушения контактов, таких как патологическое слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.

Терапия контактов осуществляется по двум направлениям: 1) анализ вербального содержания и 2) анализ телесных проявлений.

Основными принципами групповой гештальт-терапии :

1. Принцип «здесь и теперь» – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент, даже если он переживает прошлые события своей жизни.

2. Принцип «я - ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Руководитель гештальт-группы побуждает участников группы адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности участника группы. Руководитель гештальт-группы предлагает заменять объективизированные формы типа «что-то давит в груди», на субъективные – типа «я подавляю себя».

4. Континуум сознания – это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний и отказ от вербализаций и интерпретаций. Участники группы должны постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ними в данный момент, замечать малейшие изменения в функционировании организма, что способствует ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Недирективный подход руководителя гештальт-группы, его установки на оправдание и принятие всего, что будет происходить за время жизни группы, соблюдение участниками группы определенных правил, сообщаемых руководителем перед началом занятий также способствуют формированию подобной атмосферы.

Правила предлагаются следующие:

1. Безоценочная атмосфера. Каждый участник может и имеет право высказывать свои чувства, как и когда он хочет, при этом запрещаются категорические высказывания и оценки других. Если кому-либо что-то не нравиться, он может это высказать в форме переживаемых им в настоящий момент чувств.

2. Участники говорят о себе по желанию и в любой момент могут прекратить работу, если чувствуют, что дальше работать неготовы.

3. Предполагается, что участники говорят о себе искренне. Не разрешается говорить неправду.

4. Члены группы посещают ее регулярно, так как отсутствие одного из ее членов сказывается на работе других. Необходимость отсутствия участника согласовывается со всей группой.

5. Конфиденциальность, то есть все, что обсуждается в группе, за ее пределы не выносится. Случайно возникшие вне группы дискуссии затем излагаются для всех участников – группа живет единой жизнью.

6. В группе разрешается говорить обо всем и делать все, что хочется, не притесняя остальных членов. Психотерапевт контролирует данный процесс.

Руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, то есть сесть на так называемое «горячее кресло». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем кресле».

Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп, следующие:

Расширение осознания;

Интеграция противоположностей;

Усиление внимания к чувствам;

Работа с мечтами;

Принятие ответственности на себя;

Преодоление сопротивления.

T-groups) Т-г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на "разборе полетов", четыре ведущих семинар сотрудника пришли к выводу, что использование группового процесса в качестве программы изучения развития группы и предпринимаемых действий было важным открытием, нуждавшимся в дальнейшей разработке. Эти авторы ввели четкое разграничение между групповой терапией, ориентированной на интраперсональную динамику участников, и Т-г., ориентированной на изучение развития группы, динамики лидерства/членства и процессов межличностного взаимодействия. В 1950-е гг. представители разных профессий начали адаптировать Т-г. к собственным нуждам. Специалисты, ориентировавшиеся на клинические, личностно-центрированные задачи, разработали "группу встреч" (encounter group), проявляя особый интерес к развитию личности в результате вовлечения индивидуума в процесс интенсивного группового взаимодействия и межличностной обратной связи, получаемой от др. членов группы при содействии профессионального ведущего. Др. специалисты проявили заинтересованность в создании малых рабочих групп (small face-to-face work groups) в качестве единицы, играющей решающую роль в повышении организационной продуктивности. В целом ряде экспериментов были предприняты попытки адаптировать процесс Т-г. к работе с естественными (полными) производственными группами. В 1960-1970-е гг. в рамках движения за личностный рост была предпринята адаптация Т-г. для целей самоисследования, освобождения индивидуума от блокировки в личностном и межличностном функционировании. Все это представляло собой весьма значительный отход от первоначальной задачи Т-г. - изучения группы и интерперсональной динамики. В 1980-е гг. вновь оживился интерес к тезису Левина о том, что малая первичная (face-to-face) группа представляет собой важное связующее звено между большой системой и конкретным чел. С повышением внимания к качеству трудовой жизни, имеющему отношение как к производительности труда, так и к психич. здоровью, все более очевидным становится то, что поддерживающая первичная группа яв-ся важным связующим звеном между организационной системой и человеком, в силу чего навыки и ценностные ориентации, формированию которых способствует опыт участия в Т-г., приобретают новое значение. См. также Групповая динамика Р. Липпитт

Т-ГРУППА

группа людей, собирающихся вместе с целью повышения культуры и навыков общения, которая достигается в процессе обсуждения между ними их проблем и взаимоотношений. Такие группы иногда формируются в процессе обучения персонала психиатрических клиник (в Великобритании).

Т-группа

Словообразование. Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Специфика. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература. (Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964

Т-группа

англ. training group - группа тренинга] - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - "тренинг чувствительности"). Т-г. относятся к совокупности методов так наз. экспериментального обучения - т.е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса. Л.А. Петровская

T-ГРУППА

от англ. training group – группа тренинга) – малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение T.– г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи – проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин – «тренинг чувствительности»). T.– г. относятся к совокупности методов т. н. экспериментального обучения – т. е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм обучения. Роль ведущего, называемого тренером, или фасилитатором, состоит, прежде всего, в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Одной из типичных личностных причин конфликтов является неумение человека грамотно организовать свое взаимодействие с окружающими. В этом случае конфликт возникает не из-за реальных и значимых противоречий, а по причине ошибок, допущенных человеком в общении с другими. Обучение в Т.– г. помогает человеку понять значимость общения, осознать его многочисленные трудности, овладеть первичными навыками оптимизации межличностного взаимодействия, в т. ч. предупреждения и разрешения конфликтов.

Группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в Т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.

Еще по теме Т-ГРУППА:

  1. в) Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации)
  2. Типология органов и основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной функционально-целевой, предметно-тематической, направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории, разной периодичности).

Т-группа

(от англ. training group - группа тренинга) - малая группа , создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения (см. ); развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики . Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - тренинг чувствительности). Т-г. относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения - т. е. обучения посредством переживания опыта . Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения . ведущего, называемого тренером или фасилитатором (см. ), состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Т-группа

Группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (см. ). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1 ) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2 ) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. ), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Т-группа Этимология.

Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература.

(Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "т-группа" в других словарях:

    Группа советских войск в Германии - Группа советских оккупационных войск в Германии, Группа советских войск в Германии, Западная группа войск. (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ). Эмблема ВС Годы существования 10 июня 1945 года 31 августа 1994 года Страна … Википедия

    Группа пользователей Linux - Группа пользователей Linux, LUG (от англ. Linux User Group) некоммерческое, неформальное объединение пользователей операционных систем Linux. Основными целями группы пользователей чаще всего являются взаимная поддержка и обмен… … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Корее - Группа советских военных специалистов в Корейской Народно Демократической Республике … Википедия

    Группа советских военных специалистов на Кубе - (ГСВСК). 200пкс Памятный знак Годы существования 1962 1993 года Страна … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Египте - Советские военные … Википедия

    ГРУППА - множество, на к ром определена операция, наз. умножением и удовлетворяющая спец. условиям (групповым аксиомам): в Г. существует единичный элемент; для каждого элемента Г. существует обратный; операция умножения ассоциативна. Понятие Г. возникло… … Физическая энциклопедия

    Группа (математика) - Теория групп … Википедия

    группа - ы, ж. groupe m., нем. Gruppe <, ит. gruppo. 1. иск. Несколько фигур (лиц, предметов), составляющих композиционно единое целое. Сл. 18. Посредине ниш в которой группа ввиде великолепной женщины стремя гениями. 1765. МАХ 102. Мирон работник… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Группа периодической таблицы - Группа периодической системы химических элементов последовательность атомов по возрастанию заряда ядра, обладающих однотипным электронным строением. Номер группы определяется количеством электронов на внешней оболочке атома (валентных электронов) … Википедия

    Группа Ли - Группа (математика) Теория групп … Википедия

    Группа Пуанкаре - Группа (математика) Теория групп Основные понятия Подгруппа Нормальная подгруппа Факторгруппа … Википедия

Обучающая лаборатория

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть: ученые в белых халатах, ставящие сложные эксперименты. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении" (Bradford et al., 1964, Р. 2-3). Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.

Т-группа - это ядро обучающего опыта, а в некоторых случаях - единственный метод обучения. Все учебное сообщество обычно состоит из двух или трех Т-групг по 10-15 человек в каждой. Руководитель Т-группы называемый "тренером или фасилитатором", может на чать ее работу следующим вступлением:

Эта группа будет работать на протяжении длительног времени и станет своего рода лабораторией, где каждый смо жет расширить свое понимание процессов, влияющих на инди видуальное поведение, работу групп и организаций. Мате риалом для обучения послужат наши собственные поведений чувства и реакции. Мы начинаем, не имея определенно] структуры, установленных процедур и твердого плана. На" придется изучать нашу группу в развитии. Моя роль состоит том, чтобы помогать группе учиться на ее собственном опыте Я не буду действовать как традиционный председатель и не буд.. предлагать, как мы должны организоваться, какие методы использовать, что именно включить в повестку дня. Теперь, я думаю, мы можем выбрать тот путь, который, согласно вашим ощущениям, будет наиболее плодотворным (Seashore, 1968).

Далее перед участниками встает задача - в течение ограниченного периода времени создать социальную организацию и поддерживать ее развитие. Цели довольно общие и неопределенные. Преднамеренный отказ от четкой структуры и плана заставляет участников пола гаться на себя и развивать собственные возможности. Основным для Т-группы является обучение процессам, происходящим в группе по мере ее развития и изменения; в группах сензитивности акцент делается на личностных и межличностных вопросах. В последнем случае вступление тренера может коснуться необходимости для членов группы открыто выражать свои радости и разделять чужие чувства для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений. В том случае, когда первостепенными являются эмоциональные вопросы и целью становятся межличностное развитие и самоактуализация, группа может быть названа группой встреч.

Обучение тому, как учиться

Особое значение в лабораторном тренинге придается созданию новых различных подходов к проблеме обучения тому, как учиться. Уоррен Беннис (Bennis, 1977) определяет ценности, лежащие в основе этого обучения, выделяя четыре "метацели" Т-группы, которые характеризуют лабораторный тренинг в целом.

Во-первых, целью Т-групп является повышение способности отдельных ее участников осознавать ситуацию. Группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Во-вторых, Т-группы поощряют исследовательское отношение к действительности. "Что происходит сейчас и почему?" - вопрос, все время стоящий перед членами группы. В-третьих, Т-группы подчеркивают значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств. Необходимо направить свои усилия, чтобы понять эти чувства, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Наконец, Т-группы дают модель руководства, построенного на сотрудничестве. В соответствии с ценностями демократичного стиля руководства руководитель в Т-группах старается не прибегать к "политике силы" и принуждающему контролю. Поскольку партнеры являются основным источником обучения, участники Т-группы для получения информации больше полагаются друг на друга, чем на руководителей. Авторитет же руководителя основан на специальных знаниях и внимательном отношении к участникам.

Неопределенность группового процесса Т-групп предполагает, что привычное поведение далеко не обязательно будет эффективным. Тренер подает мало реплик, а формулируемые им цели столь общи, что у участников появляется "ощущение отсутствия цели" (Веппе, 1964). Таким образом, обучение является скорее результатом опыта, нежели восприятия разъяснений руководителей. Обучение тому, как учиться, опирается на учебный цикл, состоящий из представления самого себя - обратной связи - экспериментирования.
Представление самого себя. На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свои восприятия, действия, что и называется представлением самого себя (Blumberg & Golembiewski, 1976). Способом описания представления самого себя и соучастия других в этом процессе восприятия и познания является использование простой модели раскрытий, названной "Окном Джогари" (рис. 3) в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (Luft, 1970).

В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре "пространства" своей личности. "Арена" охватывает общие знания, те аспекты содержания (своего) "Я", о которых знаем и мы, и другие ("пространство" личности, открытое для меня и для других). "Видимость" - это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других). "Слепое пятно" состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других). "Неизвестное" - это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

"Окно Джогари" показывает, что открытость во взаимоотношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и что расширять контакты - значит

Увеличивать "Арену". Когда участники группы встречаются впервые, "Арена" бывает небольшой, с развитием отношений взаимопомощи растет доверие к партнерам, развивается способность быть самим собой в контактах с окружающими. Степень раскрытия, которую группа может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде (Gibb, 1978). Если в группе не создана атмосфера понимания, поддержки, уменьшается способность ее членов точно понимать мотивы, ценности и эмоции соучастников. В таких условиях участники группы создают видимость общения и взаимодействия, полагаются на жесткие ролевые структуры, используют осторожную стратегию принятия решений и применяют зависимые или противозависимые образцы поведения. На ранних стадиях развития группы, до установления в ней атмосферы психологической безопасности, для участников группы характерны защита образа собственного "Я", сохранение представления о его значимости, стремление избежать проявления чувств и конфликта, поиск одобрения у других членов группы и попытки дать им совет или принять за них решение. Гибб (Gibb, 1973) указывает два способа создания поддерживающей, Доверительной атмосферы в группе: замена оценивающей, осуждающей коммуникации на описательную и переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем.

Обратная связь. Второй элемент учебного цикла - эффективное использование обратной связи, полученной от группы. Термин "обратная связь" взят из технической литературы по электронике, где он относится к сообщениям об отклонениях от желаемой цели. Космическая ракета, например, посылает на Землю сигналы, которые позволяют системам центра управления корректировать при необходимости курс ракеты. По групповой терминологии, обратная связь осуществляется, когда одни участ ники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей. Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения, например о том, что их привычка прерывать других создает для остальных участников трудность быть услышанными. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.
Процесс развития в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, возможно, связан с наиболее глубокими переживаниями ее участ ников. Обратная связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и исправлять неадекватное поведение, дает информацию о "слепых пятнах". Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим. а остальной группой расцениваться как попытка домини ровать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам точнее принимать и понимать получаемую инфор мацию.

Обратная связь в Т-группах обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса. Например, в ходе занятия группа выражает недовольство поведением участницы в связи с ее стремлением исказить и скрыть свои эмоциональные переживания и чувства. Руководитель может легко инициировать обратную связь, предлагая участникам взглянуть на то, как они помогают "закрытой" участнице стать более открытой и искренней. В качестве альтернативы руководитель может поинтересоваться, не является ли потребность участников критиковать ее способом смягчения их собственной тревоги.

Несколько приводимых ниже указаний помогут отличить эффективную обратную связь в группе от неэффективной. Важно, чтобы предоставляющий обратную связь делал это в момент наблюдения поведения, а не по прошествии времени, когда партнер сможет применить психологическую самозащиту и информация станет менее релевантной. Полезная обратная связь должна скорее являться выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. ("Когда ты прервал меня, я разозлился".) Другими словами, предоставляемая участниками обратная связь обнаруживает скорее их собственные эмоциональные переживания, например гнев или плохое настроение, чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности. Выражение обратной связи высказыванием "Ты прервал меня трижды" более эффективно, значительно и приемлемо, чем замечаниями типа "Несдержанный ты человек" или "Ты не терпишь, чтобы кто-нибудь еще был прав". Очевидно, что реакций одного участника на поведение других участников недостаточно для изменения поведения. Когда же обратная связь предлагается еще несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние. Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников.

Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него этого хочет.

Экспериментирование. Третий важный элемент учебного цикла - экспериментирование в группе - основан на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений. Конечной стадией учебного процесса является применение полученных знаний в реальной жизни: в промышленности, образовании, семье.

"Здесь и теперь"

Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и теперь". Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы. Даже если участнику предлагается изложить принципы лидерства на классной доске, это должно быть попыткой проиллюстрировать эти принципы исходя из текущей деятельности группы. Внимание к непосредственному опыту и вовлечение в него - это то горючее, которое подогревает группу, поддерживает в ней кипение. Фокусировка внимания на принципе "здесь и теперь" - центральная тема в большинстве современных групп.